Проблема водности на Нижнем Дону: решение назрело

Автор: Елена Ткачева

Строительство Багаевского гидроузла, запланированное еще в середине прошлого века, наконец, обретает реальные очертания. «Российское судоходство» вспомнило непростой путь к заветной мечте о глубине 4 м на всем протяжении Волго-Донского водного пути и выяснило, как продвигается главная стройка на Нижнем Дону сегодня.

Давняя история

Строительство Волго-Донского водного пути было комплексным проектом, рассчитанным на три этапа. Первый этап включал создание самого Волго-Донского судоходного канала с 13 шлюзами, строительство Цимлянского гидроузла с двумя судоходными шлюзами и наполнение Цимлянского водохранилища. Эта часть проекта была успешно реализована, ввод в эксплуатацию состоялся в 1952 году.

В то время ниже на Дону располагался единственный Кочетовский гидроузел, построенный еще в девятнадцатом веке. Глубины ниже Цимлянского гидроузла обеспечивались судоходными попусками водохранилища, которые не позволяли достичь гарантированной глубины 4 м.

Второй этап предусматривал строительство Николаевского и Константиновского гидроузлов и был полностью реализован. В результате получился каскад гидротехнических сооружений, который обеспечивал глубину 4 м на участке до Кочетовского гидроузла независимо от попусков Цимлянского водохранилища.

Планируемый третий этап проекта предполагал строительство еще двух гидроузлов на Нижнем Дону: Багаевского (в створе хутора Калинин) и Аксайского (в створе г. Аксай). Их возведение позволило бы обеспечить гарантированную глубину 4 м вплоть до Ростова-на-Дону. При этом Кочетовский гидроузел предусматривалось вывести из эксплуатации и демонтировать, поскольку отметка верхнего бьефа Багаевского гидроузла (5,2 м по Балтийской системе) сравнивалась с проектной отметкой верхнего бьефа Кочетовского гидроузла. Этот этап не был реализован.

Инфраструктура изменилась, а проблемы остались

В начала 2000-х годов на Нижнему Дону оставалось два узких места. Это сам Кочетовский гидроузел, где размерения камеры шлюза были значительно меньше (длина камеры 138 м, ширина - 17 м), чем на более современных шлюзах ВДСК (с длиной 150 м и шириной 18 м), и участок ниже Кочетовского гидроузла, где не выдерживались гарантированные глубины судового хода 4 м.

Как рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев, было принято решение сначала реконструировать Кочетовский гидроузел. «С 2004 по 2008 год осуществилось строительство второй нитки Кочетовского гидроузла, в 2008 году она была успешно введена в эксплуатацию. Вторая нитка полностью соответствует тем параметрам, которые существуют во всей системе Волго-Донского водного пути. При этом первая нитка осталась и продолжает работать», - пояснил Гайдаев.

Единственное решение

После введения в эксплуатацию второй нитки Кочетовского гидроузла остался единственный лимитирующий участок на Нижнем Дону. По словам Сергея Гайдаева, варианты решения этой проблемы рассматривались самые разные. Проведенные научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) показали, что при малых попусках Цимлянского гидроузла обеспечить глубину 4 м невозможно ни дноуглубительными, ни исправительными, ни выпрямительными работами, ни берегоукреплением, ни созданием полузапруд. «Все эти мероприятия были эффективны в краткосрочной перспективе, а в дальнейшем только усугубляли ситуацию», - подчеркнул руководитель Азово-Донской бассейновой администрации. – Строительство Багаевского гидроузла – это единственное решение, которое позволит на Единой глубоководной системе Европейской части России убрать этот очень сложный лимитирующий участок от Кочетовского гидроузла до Арпачинского переката».

Надо сказать, что катализатором строительства гидроузла стал аномально низкий по водности 2015 год, когда отметка Цимлянского водохранилища опустилась до критически низкого уровня – 32,54 м БС после прохождения паводка 2015 года при проектном уровне 36 м БС. Для обеспечения перевозок водным транспортом суда проводились методом лидирования с запасом воды под днищем 10 см, были организованы безопасные рейды для распаузки флота.

Строительство Багаевского гидроузла является также одним из мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища. С введением его в эксплуатацию попуски, необходимые для нормальной работы водохранилища в навигационный период, могут быть сокращены до 170 куб. м/с. Сокращение расходов Цимлянского и, соответственно, экономия воды и ее перераспределение будут способствовать оздоровлению Цимлянского водохранилища. Это соответствует Поручению правительства РФ от 6 октября 2015 года по подготовке «Мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища».

Проектирование и корректировки

Местом для строительства гидротехнического сооружения выбрали створ хутора Арпачин. Первоначально отметка верхнего бьефа гидроузла планировалась на уровне 2,8 м БС, что позволяло вывести из эксплуатации Усть-Манычский гидроузел.

После проведения публичного ценового и технологического аудита проект строительства Багаевского гидроузла был одобрен правительством. В июле 2016 года постановлением правительства объект вошел в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы). Учитывая важное значение стройки для всего промышленно-хозяйственного комплекса страны, определены крайне сжатые сроки строительства Багаевского гидроузла — 2016-2020 годы. В техническом задании была зафиксирована стоимость гидротехнических сооружений (ГТС) – 22 млрд руб.

Торги по определению генерального проектировщика объекта были проведены 24 октября 2016 года в Москве. По итогам конкурса из пяти конкурсантов – участников торгов, определен победитель – АО «Акватик» (Москва).

По словам Сергея Гайдаева, проект предусматривает два этапа строительства: подготовительный (возведение строительных площадок и причалов, дноуглубление новой судоходной прорези, проведение линий электропередач, ЛЭП) и основной (возведение непосредственно ГТС и сопутствующих объектов). При этом в процессе проектирования были внесены существенные корректировки. В частности, для уменьшения отрицательного влияния на окружающую среду проектная отметка верхнего бьефа гидроузла снижена до 2 м БС. Соответственно, Усть-Манычский гидроузел остается в эксплуатации.

Планируется, что два шлюза (длиной 155 м, шириной 18 м) будут построены на самом острове. Кроме того, будет создана плотина с водосбросом-регулятором, состоящая из 12 пролетов длиной 20 м:  из них половина - шесть пролетов - будут регулируемыми и позволят при необходимости работать шлюзу в безнапорном режиме. В центре плотины будет располагаться рыбопропускной шлюз и нерестовый рыбопропускной канал для прохода рыбы.

«Сам гидроузел рассчитан таким образом, что он может работать в разных режимах эксплуатации, - пояснил Сергей Гайдаев. - Если нам необходимо в маловодные годы осуществлять минимальные попуски Цимлянского водохранилища, то, набрав верхний бьеф до проектной отметки 4 м, мы обеспечиваем гарантированную глубину 4 м. В случае если Цимлянское водохранилище набирается до проектных отметок и есть возможность осуществлять повышенные попуски Цимлянского водохранилища (свыше 600 куб. м/с), гидроузел сможет работать в безнапорном режиме».

Строительство судоходству не помеха

Местом для строительства Багаевского гидроузла неслучайно был выбран остров Арпачин в створе одноименного хутора. Как подчеркнул Сергей Гайдаев, строительство ни в коей мере не должно препятствовать судоходству на Нижнем Дону. Наличие двух проток позволяет одновременно осуществлять пропуск флота и возводить гидроузел. На подготовительном этапе предполагается провести дноуглубительные и выпрямительные работы в несудоходной протоке, чтобы по ней безопасно пропускать флот в период строительства гидроузла в другой, перекрытой, протоке Дона. По этой же протоке должен быть пропущен и паводок 2019 года.

Жесткие сроки

На сегодняшний день первый этап проекта получил положительное заключение Главгосэкспертизы, на проведение строительных работ объявлен конкурс, в ближайшее время должен определиться подрядчик. Второй этап проектирования выполнен и находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе России, замечания экспертов исправляются в оперативном порядке.

Установленные сроки строительства должны быть выдержаны: в ноябре 2020 года построенное сооружение должно принять напор,  провести определенные испытания и в навигацию 2021 года наконец будет обеспечена глубина 4 м на всем протяжении водного пути.