logo
Главная Актуально «Водному транспорту» исполнилось 100 лет

«Водному транспорту» исполнилось 100 лет

Юбилей газеты «Водный транспорт» отпраздновали совместным проектом с Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина. Высокотехнологичное оснащение Президентской библиотеки позволило участникам юбилейного мероприятия в Санкт-Петербурге подключиться по видео-конференц связи c  другими городами:    Москвой (актовый зал Росморречфлота), Нижним Новгородом  (Волжский государственный университет водного транспорта), Новороссийском (Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова).
Прямая трансляция юбилея.jpg
100 лет - это значительная дата. Целый век не одно поколение журналистов издания освещали все события, которые происходили в России в сфере водного транспорта. С самого основания в 1918 году газета была рупором власти и средством общения простых работников отрасли.

Являясь печатным органом Министерства морского флота СССР и Министерства речного флота РСФСР, «Водный транспорт» объективно и своевременно освещал достижения и проблемы отрасли. За большой вклад в развитие и совершенствование отрасли в 1982 году газета «Водный транспорт» награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Медиа-группа «ПортНьюс» в 2011 году по поручению Российской палаты судоходства возобновила выпуск газеты «Водный транспорт». Это большая честь для журналистов «ПортНьюс» и значительное испытание, ведь  медиа-группа специализировалась на деловой отраслевой журналистике и аналитике. Но здесь, на страницах газеты «Водный транспорт», редакция старается уделять больше внимание людям, социальной политике, кадровым вопросам.  И это оказалось  не менее интересным.

Вот почему два года назад совместно с Российской палатой судоходства газета «Водный транспорт» запустила проект «Флотская династия современной России». Он нацелен на улучшение имиджа флотских профессий, привлечение молодежи для работы в отрасли, сохранение семейных трудовых традиций. Проект заработал, и в день рождения газеты состоялось вручение благодарственных писем заместителя министра транспорта – руководителя Росморречфлота Виктора Олерского новыми участниками «Флотской династии» http://www.rus-shipping.ru/ru/prof/news/?id=34357  .

2018 год стал юбилейным не только для газеты «Водный транспорт».  В этом году свои юбилеи отметили крупнейшие пароходства страны, руководители которых, в свою очередь, поздравляли газету со знаменательным событием.  В начале 2018 года в России отметили еще одно 100-летие – юбилей легендарного министра морского флота СССР (1970-1986), Героя Социалистического труда, государственного деятеля Тимофея Борисовича Гуженко.

Отраслевая журналистика вносит достойный вклад в развитие водного транспорта в нашей стране.  Возможно, поэтому интерес руководства отрасли к деятельности газеты «Водный транспорт» сохраняется.

От руководства отрасли

Виктор ОлерскийБольшим подарком для редакции газеты и ее читателей стало участие заместителя министра транспорта Российской Федерации – руководителя Росморречфлота Виктора Олерского в юбилейном мероприятии.

«7 лет назад я сам в определенной степени поучаствовал в возрождении этого уважаемого издания, - рассказал он.  - Я рад, что руководство Российской палаты судоходства откликнулось на мое предложение, и нам вместе удалось поддержать это издание. Теперь газета выходит регулярно, люди с интересом читают «Водный транспорт»,  и я сам часто это делаю».

Виктор Олерский отметил, что газета является своеобразным дайджестом, где в небольшом формате плотно сконцентрирована жизнь отрасли. «Такие непафосные материалы. Хороший формат», - добавил он.

Руководитель Росморречфлота поблагодарил не только журналистов издания, но и всех тех, кто делился с газетой информацией: «Очень правильно и важно делиться информацией. Это нужно для отрасли, для решения ее насущных проблем».

От лица учредителей

Алексей КлявинОт лица учредителей газеты на юбилейном мероприятии выступил президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин. Он отметил, что темы, волновавшие читателей газеты 100 лет назад, не утратили актуальности и сегодня. Он привел выдержки из первого номера.

«…В связи с имеющимся уже опытом плавания в восточную часть Баренцева моря и через море Карское перед страной встает теперь грандиозная и притом неотложная по целому ряду экономических соображений задача. Задача эта окончательно поставить торговое мореплавание из европейских морей до устьев Оби и Енисея и по возможности разрешить вопрос о плавании судов вдоль всей линии Сибирскаго берега – от Атлантическаго до Тихаго океана….»

«О принудительном направлении грузов на водные пути.

Согласно распоряжения Комиссара Путей Сообщения, закон 10 апреля 1917 г. о принудительном направлении на водные пути грузов, принятых к перевозке по железным дорогам, будет распространен и на навигацию текущего года.

Главоду предложено в контакте с местными Управления Водных Путей обсудить и наметить общий план железнодорожных и водных перевозок района и сосредоточить на пристанских пунктах грузы для погрузки на суда и отправления первым рейсом по открытия навигации…
».

За 100 лет, как говорится, много воды утекло, изменилась страна, экономика, радикально сместились некоторые аспекты,  отметил   Алексей Клявин.   Постепенно меняется терминология отрасли, на смену одних проблем зачастую приходят другие… то маловодность, то недружественная тарифная политика, то стремительное подорожание топлива…

Но газета всегда была и остается востребованной. Неизменной остается активная, самоотверженная работа журналистов-водников: при формировании каждого номера журналисты не успокоятся, пока он не станет по-настоящему интересным.

«В настоящее время, - подчеркнул Алексей Клявин, - благодаря поручениям Президента Российской Федерации, усилиям Минтранса России, Росморречфлота, настойчивой, заинтересованной и целеустремленной позиции судоходного сообщества становимся свидетелями возрождения внутренних водных путей. Крупные инфраструктурные проекты по строительству Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов находятся в стадии реализации.   Благодаря механизмам государственной поддержки, строится новый грузовой и пассажирский флот.  И газета «Водный транспорт» сегодня, как и 100, 50, 25 лет назад, остается «на острие», рассматривая проблемы в инфраструктурной, управленческой, организационной, правовой сферах. Газета размещает интервью руководства отрасли и руководителей предприятий водного транспорта, здесь идет заинтересованный предметный разговор о подготовке новых поколений речников».

От классификационных обществ

Константин Пальников Генеральный директор ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Константин Пальников принял участие в юбилейном мероприятии. Он отметил, что сотрудничество  «Водного транспорта» и Регистра успешно развивается на протяжении почти 100 лет – впервые на страницах издания классификационное общество появилось в 1923 году.

«История становления и развития издания неразрывно связана с именами публиковавшихся здесь выдающихся деятелей отечественной кораблестроительной науки, многие из которых входили в состав Научно-технического совета Регистра. Здесь печатались статьи Константина Петровича Боклевского – профессора, организатора и декана первого в нашей стране высшего учебного заведения морского инженерного образования - кораблестроительного факультета Санкт-Петербургского Политехнического института (сегодня – это знаменитая «Корабелка»). Константин Петрович был также одним из главных инициаторов создания российского национального классификационного общества и первым председателем НТС Регистра.

Активно публиковались в издании член-корреспондент Академии наук СССР, выдающийся ученый в области строительной механики корабля Юлиан Александрович Шиманский; один из создателей Ленинградского кораблестроительного института, заведующий кафедрой проектирования судов ЛКИ, профессор Валентин Львович Поздюнин и многие другие», - рассказал Константин Пальников.

Он отметил, что газета «Водный транспорт» всегда удачно сочетала в себе многоплановость освещаемых тем с глубиной анализа проблем развития транспортной индустрии в целом. «Водный транспорт» всегда был и остается открытой площадкой, где обсуждаются актуальные вопросы судостроения и судоходства.

К поздравлениям присоединился и Генеральный директор Российского Речного Регистра Евгений Трунин.

От бизнеса

Геннадий ЕгоровСообщение «Об эволюции и традициях в российском судостроении» на 100-летнем юбилее газеты «Водный транспорт» сделал генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров.

В сообщении отмечалось, что «Водный транспорт» своим 100-летним существованием обеспечивает наглядную связь времен, отражая в своих публикациях этапы всего жизненного пути отечественной речной отрасли, со всеми достижениями и сложностями, которые ему пришлось пройти – от революции, гражданской войны, борьбы с разрухой, взлета в 30-е годы, тяжелых испытаний Великой Отечественной войны, восстановления и тех грандиозных достижений, которыми характеризовался советский водный транспорт в 70-80- годы.

Конечно, это касается не только объемов перевозок (достаточно вспомнить, что в условиях гражданской войны в 1918 году речники смогли перевезти 8 млн. тонн груза, а уже в 1932 году объем перевозок стал рекордным в Европе – 44 млн. тонн), но и обсуждения и реального строительства новых судов.

На страницах издания печатались известные ученые, инженеры, руководители отрасли и предприятий, капитаны, словом те люди, от которых напрямую зависели успехи водного транспорта.

Перевод с угля на жидкое топлива, появление теплоходов, первые толкаемые составы, новые и новые сухогрузы и танкера, выход в море …

Страна действительно видела и ценила эти достижения. Например, в 1972 году группа специалистов Минречфлота и Минсудпрома за создание нового типа судов – судов смешанного река – море плавания получила Государственную премию СССР.

Вообще многие технические решения, которые сейчас работают в новых сериях судов внутреннего и смешанного река море плавания, были созданы нашими дедами и отцами, отметил Егоров.

Не так давно в Навашино была спущена уникальная по своим параметрам нефтеналивная баржа проекта ROB20 «Белмакс 1». Она имеет рекордную для реки грузоподъемность 6000 тонн при осадке 2,75 м. Весит всего 880 тонн и при этом имеет двойные борта и двойное дно. Однако мало кто помнит, что впервые в мире танкеры как специализированные суда придумал, а такие же длинные и широкие с малой осадкой баржи (как и ROB20) для нефти построил выдающийся русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Он первый понял, что их надо проектировать прямыми расчетами прочности, как балки на упругом основании.

Сегодня лучшими судами из существующих являются «Волго-Доны» (в СССР их построили вместе с «Волжскими» почти 300 судов) и «Волго-Нефти» (215 судов). Их при всех равных условиях стараются ремонтировать и продлевать срок службы. А ведь спроектированы они были в 1958 году (первые) и 1959 году (вторые).

Представить сейчас, что в конце 50-х годов советские инженеры спроектировали «двухкорпусный» танкер типа «Великий», когда в мире практически все нефтеналивные суда еще долгие годы были с одним бортом и одинарным днище, очень сложно. Но ведь смогли же опередить всех.

Понятно, что это «рабочие лошадки» транспорта, а не «белые пароходы» для прогулок. Их за 30-50 лет жизни эксплуатировали как положено, по сути, «выжимая» все что можно, и себя они давно окупили.

Новые суда, их наследники, активно строятся. Танкеры типа «ВФ танкер» проекта RST27, «Юлий Макаренков» проекта RST25, «Армада» проекта RST22, сухогрузы типа «Нева-Лидер» проекта RSD49, «Герои Сталинграда» проекта RSD44, «Пола Макария» проекта RSD59 и другие идут им на смену, на новом этапе развития подхватывая те идеи, которые закладывали в своем время в новейшие тогда суда Пустошкин, Керичев, Богданов, Чемоданов и многие другие выдающие советские инженеры.

Интересно отметить, что даже обводы судов, которые были характерны для конца XIX- начала XX века, снова в работе. Достаточно посмотреть на «топоры», которые сейчас активно применяются в европейском судостроении, да и наши новые PV09, PV300, PV300VD, PV11M, CNF19M.

Так что 100 лет для отдельно взятого человека много, а вот для отрасли не так уж много.

Главное – помнить уроки истории и газета «Водный транспорт» уже 100 лет это помогает делать.

Газету поздравили представители крупных судоходных компаний, тоже отмечающих в этом году свои юбилейные даты.

В Санкт-Петербурге добрые слова в адрес редакции сказал управляющий директор ПАО «Северо-Западное пароходство» Юрий Гильц. По ВКС связи из Москвы к присутствующим обратился заместитель генерального директора АО «Московское речное пароходство» Андрей Косыгин.         

Андрей Васильев Генеральный директор ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Андрей Васильев на петербургской площадке поздравил старейшее отраслевое издание с вековым юбилеем: «Это очень важный рубеж. Он характеризует не только профессиональный уровень газеты «Водный транспорт» и взвешенность ее редакционной политики. Это свидетельство того, что газета является влиятельным участником отрасли, имеет большой авторитет и способность объективно освещать работу отрасли, тонко чувствовать проблематику и компетентно дискутировать, предлагая решения и выходы.

Мы всегда уверены в том, что коллеги, освещая нашу деятельность, глубоко понимают ее специфику и нюансы, не стремятся к броским заголовкам и не допускают поверхностных суждений», - сказал он.

Наша отрасль, отметил Андрей Васильев, отвечающая за речные и морские перевозки и все, что с ними связано, полна сложных нюансов, связанных с изменениями законодательства, налоговыми ограничениями, макроэкономической ситуацией, ценовой конъюнктурой, взаимоотношениями между хозяйствующими субъектами, климатическими условиями.

Профессиональное отраслевое издание, на протяжении многих лет всесторонне освещающее работу этой отрасли, оказывает позитивное влияние на ее текущую деятельность и перспективное развитие, - резюмировал он.

От вузов и общественности

Руководители трех крупнейших отраслевых вузов водного транспорта приняли личное участие в юбилее газеты: в  Санкт-Петербурге  - ректор ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Сергей Барышников, по ВКС трансляции из Нижнего Новгорода – ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев, из Новороссийска по ВКС трансляции - временно исполняющий обязанности ректора ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова Владимир Мягкий.

Включение из Москвы позволило собравшимся услышать интересный рассказ председателя региональной общественной организации «Совет ветеранов морского и речного флота» Юрия Михайлова о награждении газеты «Водный транспорт» в 1982 году орденом Трудового Красного Знамени.

В Санкт-Петербургской аудитории к собравшимся обратились председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков, председатель  Профсоюза работников водного транспорта Олег Яковенко, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев,  и  ответственный секретарь Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова.

Редакция газеты «Водный транспорт» благодарит генерального партнера юбилейного мероприятия – ООО «Газпромнефть Марин Бункер» и партнера – ООО «Балтийское морское буксирное агентство».