logo
Главная Актуально Великая Отечественная. Никто не снимал с водного транспорта главной задачи – перевозок грузов и людей

Великая Отечественная. Никто не снимал с водного транспорта главной задачи – перевозок грузов и людей

Автор: Геннадий Егоров, генеральный директор Морского инженерное бюро, доктор технических наук, профессор.

Моряки, речники и корабелы с первых дней Великой Отечественной войны были в боевом строю.В течение первых месяцев войны ВМФ СССР пополнился сотнями мобилизованных гражданских судов. Северный флот получил сначала 122 судна, а потом еще 123 судна, Черноморский – 84 судна, Балтийский – более 200 судов, причем 186 из них были переоборудованы под военные задачи корабелами Ленинграда. Водники передали в речные флотилии более тысячи самоходных и несамоходных судов.

Объем работ силами судоремонтных и судостроительных заводов и экипажей был выполнен просто колоссальный – это не только установка орудий и пулеметов с их барбетами и фундаментами, но и переделка в тральщики, госпитальные суда, установка глубинных бомб и многое другое.При этом никто не снимал с водного транспорта главной задачи – перевозок грузов и людей.

Речники. Приоритет – нефти. Уже на третий день войны часть буксиров была переключена на работу с барж с нефтью, а сухогрузные баржи стали использовать пассажирские суда, которые при этом продолжали работать на своих линиях с корректировкой расписания.

Эвакуация. Более 200 барж по эскизным проектам, а то и по месту, были переоборудованы для размещения людей. Десятки судов были подкреплены для перевозки оборудования и военной техники, что было крайне непростой задачей, так как баржи предназначались для зерна, угля, соли и других насыпных грузов, а совсем не под сосредоточенные нагрузки от техники. Например, Регистр в Новороссийске прямо во время погрузки боевой техники на суда производил расчеты прочности и остойчивости.

Блокада Ленинграда. Баржа шкипера И. В. Антошина с бензином для Ленинграда стояла на рейде Осиновца. Ветер 9 баллов, обрыв якорной цепи. Шкипер собрал, прочно связал вместе и выкинул за борт имеющиеся на барже металлические предметы вместо якоря. Утром ветер стих. Но появилась авиация противника. Антошин залил палубу водой и разбросал на ней всякий хлам. Летчики решили, что баржа тонет и не стали тратить на нее бомбы. В итоге баржу нашел ее буксир и привел к месту назначения.

Но все равно в штормовых условиях было потеряно много речных барж, вынужденно работавших не в своем районе, на Ладоге. Решено было построить 60 новых, уже озерных стальных сварных барж. Были приняты решения по упрощению корпуса – плоские, граненые обводы носа и кормы – не надо гнуть листы и балки.

Строились для Ладоги и деревянные баржи. Причем вместе с заводом, который их изготавливал -  на месте Сясьского целюлозно-бумажного комбината. Месяц – на создание верфи. Первые баржи заложили 10 апреля 1942 года. 4 ноября этого же года (меньше, чем через семь месяцев) была сдана последняя тридцать первая баржа, причем сверхплановая – подарок фронту.

Только за 1942 год речники эвакуировали 530 тыс. человек и 300 тыс. тонн грузов, а обратно доставили 267 тыс. бойцов и 750 тыс. грузов. Военный Совет Ленинградского фронта высоко оценил труд речников. Каждому портовику за каждые отгруженные 600 тонн груза полагалось сверх блокадного пайка 100 граммов хлеба, 15 граммов сахара и 10 граммов табака.

В блокадном Ленинграде осталось много железнодорожных цистерн, крайне необходимых для снабжения фронта. По предложению начальника Осиновецкого порта А.Я. Макарьева, герметично задраенные цистерны, составами по 12 – 15 вагонов, были отбуксированы в Кабону по воде в полупогруженном состоянии.

Оборона Одессы. Даже из блокированной Одессы благодаря героическим усилиям удалось эвакуировать много паровозов. В Одессе, когда уже фашисты перерезали подходящие к городу железнодорожные линии, для вывоза локомотивов использовали плавучие доки, на которые грузили паровозы в горячем состоянии. Сначала отправили металлический док грузоподъемностью 4000 тонн в Николаев. Его буксировали ледокол «Степан Макаров» и буксир «Силин». На втором железобетонном доке, пришедшем из Херсона в недостроенном состоянии, разместили 28 паровозов и тендеров. Ледокол № 5 и буксир «Тайфун» благополучно доставили этот док в Новороссийск.

Немецкие самолеты неоднократно бомбили суда, но прямых попаданий не добились. Всего из Одессы, Николаева и Херсона суда Черноморско-Азовского пароходства вывезли 274 тыс. тонн промышленного оборудования и эвакуировали из Одессы 121 тыс. человек.

Москва. Положение дел с судоремонтом было тяжелое. Мощности заводов в первую очередь были заняты военными задачами. Многие суда были сильно изношены. И тогда для докования судов стали применять камеры шлюзов, так, например, было на Канале им. Москвы.

Московско – Окское пароходство организовало работу по экономии топлива. Дизельный флот пароходства перевели с дизельного топлива на моторное, опыт этот был распространен на остальные речные пароходства. Продолжалась активно начатое еще до войны внедрение газогенераторных двигателей, работающих на газу, полученным путем сжигания дров в специальных генераторах.

Волга. Навигация 1942 года на Волге была самой трудной за весь период войны. Наиболее важной и ответственной задачей речников была перевозка нефти и нефтепродуктов. Угроза нарушения врагом железнодорожных коммуникаций с Кавказом требовала, чтобы запасы нефтепродуктов из Баку и Астрахани были вывезены полностью, что и было сделано в условиях активного противодействия противника.

Волжский речной флот понес значительные потери. Только в вторую военную навигацию от бомбардировок, артиллерийского и минометного огня противника на Нижней Волге затонуло 335 судов, в том числе 15 грузопассажирских, 74 буксирных и вспомогательных, 197 барж. Сотни речников погибло в годы ожесточенной битвы на Волге.

В новейшей истории России в память об отцах и дедах появилась серия судов «Герои Сталинграда». Головной сухогруз проекта RSD44, "Капитан Рузманкин" был сдан в эксплуатацию в мае 2011 года, десятый теплоход - "Капитан Канатов" - в апреле 2012 года. Решение называть теплоходы именами капитанов Волжского пароходства, погибших в Сталинградской битве, было принято в год празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В 2012 году, в год 70-летия Сталинградской битвы (1942-1943 гг.), все 10 судов, названные именами героев - речников, уже работали на перевозке грузов по рекам и озерам России. 

А в те годы было очень тяжело всем - и тем, кто воевал с оружием в руках, и тем, кто стоял у штурвала, и тем, кто обеспечивал их боевую работу.В условиях, когда сталь шла, в первую очередь, на военное производство, когда экономили электроэнергию, после получения повреждений заделка пробоин массово осуществлялась железобетоном. Причем как на речных, так и на морских судах. Иногда такая работа выполнялась на десятках шпаций, например, на судах «Советская нефть», «Калинин», «Березина».

Суда ремонтировались на плаву. На танкере «Кремль» сварка секций была осуществлена на плаву с помощью кессона.

Астрахань. Баржи грузоподъемностью по 8500 тонн «Лозьва» и «Судогда» получили боевые повреждения носа (первая) и кормы (вторая). Разрушенные 65 метров первой баржи и 75 метров второй – отрезали, оставшиеся части соединили. Сам процесс был крайне необычный. Неповрежденные части удифферентовали так, чтобы их днища вышли из воды, их пристыковали, причем угол был достаточен для прохода под стыком лодки со сварщиком. По днищу установили внахлест полосы. Потом, пошагово откачивая воду, приварили борта и палубу. Получили 172- метровую баржу грузоподъемностью 9800 тонн, которая благополучно проработала до 1952 года.

Уникальные перевозки. Так же, как по Ладоге, по Каспию стали наплаву переправлять цистерны. Порожние цистерны герметически заделывались, чтобы в пути при любом шторме внутрь не могла попасть вода (люки заваривались), тележки специальными скобами крепили к раме вагона. Цистерны прочно связывали металлическим тросом и сплотку буксировали в Красноводск.Спуск и подъем цистерн сначала производили краном, потом построили специальную колею, по которой они прямо спускались в море и поднимались на берег.

Сормовский завод. Танки у Северной проходной завода совсем не случайны. Помимо привычного своего дела, а ЗКС построил за годы войны 27 подводных лодок, были запущены в серию те самые знаменитые танки Т-34 (более 13 тыс. единиц !!!). Впервые в стране внедрили автоматическую сварку по методу академика Е.О. Патона, что позволило заметно ускорить выпуск боевых машин.

Первые смешанные река – море перевозки. С восточного побережья Сахалина нефть стали перевозить речными судами. Первым был буксирный пароход «Минск» с баржей «Грузия». Караван прошел через Охотское море и Татарский пролив за восемь дней, не имея пригодных для отстоя мест убежищ. За месяц речники вывезли всю скопившуюся в Катангли нефть.

Всего же морской флот перевез за годы Великой Отечественной войны около 100 млн. тонн грузов и 4 млн. человек. Речной транспорт доставил около 200 млн. тонн груза. Только в 1945 году речники перевезли 38,5 млн. человек.