На Общем собрании Национальной палаты судоходства (СНПС), прошедшем 5 марта 2014 г., президент СНПС Алексей Клявин переизбран на новый трехлетний срок, в состав Палаты вступили две круизных компании - «Paradise Cruise&Ferry» и ООО «СК «Инфофлот».
Общее собрание Национальной палаты судоходства состоялось 5 марта 2014 г. в Москве. В его работе приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту В.Б.Ефимов, заместитель директора Административного департамента Правительства России, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ А.Л. Балыбердин, заместитель директора Департамента государственной политики Минтранса России Виталий Клюев, заместитель руководителя Федерального службы по надзору в сфере транспорта Сергей Сарицкий, заместитель руководителя Росморречфлота Ю.А.Костин, представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых общественных организаций, члены Национальной палаты судоходства.
Открывая работу собрания председатель Совета Национальной палаты судоходства, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» С.О.Франк поздравил ЗАО «ЦНИИМФ» с 85-летием со дня основания,а также поздравил присутствующих членов СНПС с 20-летним юбилеем, отмечаемым СНПС в текущем году. 70 лет назад - 5 марта 1944 года решением Государственного комитета по обороне в СССР была создана система высших морских учебных заведений, от имени СНПС С.О.Франк поздравил с этой знаменательной датой отраслевые учебные заведения.
В.А. Олерский в своем приветственном слове отметил, что главными приоритетами для Минтранса России остаются совершенствование отраслевого законодательства, а также развитие транспортной системы страны – развитие крупных транспортных узлов и приведение транспортной инфраструктуры в нормативное и безопасное состояние. Остановившись на вопросах морского транспорта замминистра, в частности, отметил, что средний возраст судов, зарегистрированных в Российской международном реестре судов, за 2 года правоприменения закона о поддержке судостроения и судоходства снизился с 24-х до 18-ти лет.
В.А.Олерский отметил развитие конструктивного сотрудничества между Минтрансом России и Национальной палатой судоходства, между которыми в декабре прошлого года заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Замминистра высоко оценил возможности и потенциал обновленного Союза «Национальная палата судоходства» – органа, созданного путем слияния двух организаций, имеющих славную историю- Ассоциации судоходных компаний и Союза российских судовладельцев. Он выразил уверенность, что Национальная палата судоходства станет площадкой для реализации диалога судоходного сообщества и власти. «Мы искренне этого желаем: как судоходное сообщество, так и Министерство транспорта, и самое главное, я неоднократно подчеркивал, что в нашем понимании в таком объединенном виде, общаясь с судовладельцами через Национальную палату судоходства, мы понимаем, что общаемся с 95% судоходного сообщества, а если по тоннажу, то, наверное, еще больше», - сказал замминистра.
В ходе обсуждения отчета СНПС о проделанной в 2013 году работе центральной темой дискуссии стал вопрос о доступе к российской грузовой базе, который, по мнению российского судоходного сообщества, остается основной проблемой. Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции по увеличению количества морского торгового флота под флагом России и сокращения его среднего возраста, доля перевозки грузов флотом под российским флагом продолжает сокращаться – в прошлом году было перевезено всего 2,6% от объема грузов, переработанных в российских морских портах. Первоочередной задачей остается снижение зависимости экономики от импорта морских транспортных услуг. «Более 11 млрд. долларов США, по экспертным оценкам, составляет фрахт, ежегодно оплачиваемый иностранным судовладельцам за перевозку российских внешнеторговых грузов», - отметил президент Национальной палаты судоходства А.Ю.Клявин.
Участники собрания сошлись во мнении о необходимости разработки и реализации на государственном уровне мер, направленных на увеличение доли участия флота под российским флагом в перевозках российских внешнеторговых грузов и выразили надежду, что данная проблема найдет решение при тесном взаимодействии Морской коллегии при Правительстве РФ, Минтранса России, Общероссийского народного фронта и российского судоходного сообщества.
Среди проблем, снижающих конкурентоспособность морских судов под российским флагом, А.Ю. Клявин также выделил излишние, дополнительныеи/или дублирующие требования национального законодательства, в частности это требования законов об энергосбережении, об охране окружающей среды, о транспортной безопасности, о техническом регулировании и некоторых других. Кроме того, наличие административных барьеров, по-прежнему препятствует, активному развитию российского флота.
Далее президент СНПС перешел к вопросам текущего состояния российского речного флота. В прошлом году при активном участии Палаты была разработана Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года. Проведенный анализ состояния отрасли свидетельствует, что негативные тенденции остаются: общее количество речного флота сокращается, а средний возраст судов возрастает. Кроме того, в условиях существенного ухудшения качественных параметров внутренних водных путей, произошедшего за последние 20 лет, судовладельцам весьма непросто обеспечить наличие инвестиционной составляющей в своих тарифах, поэтому масштабное обновление, в котором остро нуждается российский речной флот, без государственной поддержки невозможно.
Одним из приоритетных направлений деятельности Палаты на 2014 год остается разработка предложений по стимулированию обновления флота. В рамках этого направления Палата продолжит продвижение инициатив по введению Судового утилизационного гранта, развитию механизмов лизинга, сохранению существующих мер государственной поддержки обновления флота.
А.Ю.Клявин, возглавляющий СНПС с января 2011 года, единогласно переизбран президентом Национальной палаты судоходства на очередной трехлетний срок.
Национальная палата судоходства пополнилась новыми членами - в состав СНПС вошли две круизных компании- специализирующаяся на морских круизах«ParadiseCruise&Ferry» и ООО «СК «Инфофлот», работающая на рынке и морских, и речных круизов.