Протяженность внутренних водных путей Франции составляет 8500 км, что делает эту речную сеть самой протяженной в Европе. Однако из-за слабой связи между пятью водными бассейнами страны (Seine, Rhin, Nord, Moselle, Rhône-Saône) для перевозки грузов возможно использовать лишь 4100 км, из которых только 2000 км по-настоящему приспособлены для коммерческой эксплуатации водного транспорта, сообщает французское издание Meretmarine.
Согласно экологическому закону Гренель-2 (Grenelle de l’environnement) в 2009-2010 годах речной транспорт Франции был признан приоритетной отраслью для государства, которое обозначило как важнейшую цель рост перевозок по ВВП на 25% к 2015 году, что должно повысить его долю среди других видов транспорта с 14 % до 25 %
В настоящее время водный транспорт рассматривается во Франции как единственный вид транспорта, полностью согласующийся с экосистемой. По сравнению с автомобильным водный транспорт дешевле в семь раз, выбросы углекислого газа в четыре раза ниже на тонну перевезенного груза по сравнению с автоперевозками.
В 2011 году во Франции впервые было перевезено по реке более 500.000 контейнеров (что означает уменьшение ежегодного количества грузовиков на дорогах страны на 300.000 единиц) Эта тенденция укрепится с вводом в строй нового канала Seine–Nord между портами Сены (Гавр, Руан, Париж) и севером Европы в 2016 году.
В июле 2010 года для защиты ВВП страны от различного рода правонарушений, включая незаконные перевозки и нанесение ущерба окружающей среде, была создана жандармерия судоходных путей (Gendarmerie des voies navigables, CGVN). Штаб-квартира жандармерии, в подчинении которой находится 20 речных бригад, находится в Conflans-Sainte-Honorine (департамент Yvelines). На CGVN возложена административная функция контроля наличия всех необходимых документов как на грузовом транспорте, так и пассажирском, а также на частных прогулочных судах
В рамках охраны водных путей действует речное франко-германское подразделение жандармерии, которое базируется в Kehl, приграничном немецком городе, ближайшем к Страсбургу, а также в Gambsheim и Vogelgrun (двух альзасских городах Нижнего и Верхнего Рейна). В распоряжении подразделения находятся скоростные 17-метровые катера и лодки.
Деятельность жандармерии судоходных путей вписывается в рамки конвенции, подписанной в 2011 году с госагентством «Водные пути Франции» (Voies navigables de France),
Печатное издание