29.08.2023 10:18

Датские проливы могут заблокировать для российского нефтяного экспорта

Датские проливы могут заблокировать для российского нефтяного экспорта
Датские проливы, соединяющие Северное и Балтийское моря, являются одним из самых «узких мест» в мире для транзита грузов и гипотетически могут оказаться заблокированными по тем или иным причинам. Ограничениям подвергнется не весь проходящий торговый трафик, а только российский нефтяной экспорт. Об этом говорится в исследовании Института развития технологий ТЭК. Предлогом для ограничений прохода танкеров с российской нефтью могут стать претензии по поводу их небезопасности или отсутствие европейской страховки.
Исследователи заявляют, что в случае блокировки Датских проливов следует ожидать перебои с поставками удобрений, зерна и других сельскохозяйственных товаров из региона Балтийского моря. Это может привести к росту цен на продовольствие и усилению проблем с доступом к продовольствию, прежде всего, в развивающихся странах.
«Еще более сильный удар будет нанесен по глобальной энергетической безопасности. Произойдет окончательное прекращение экспорта российских углеводородов и угля по балтийскому морскому маршруту, что будет способствовать дефициту и росту цен на энергоресурсы в мире. В свою очередь, Россия вынуждена будет ускорить перенаправление своего энергетического экспорта на другие маршруты. Однако полностью сделать это за короткие сроки не получится из-за логистических ограничений», — сказано в исследовании.
При этом закрытие Датских проливов приведет к активизации проектов по развитию альтернативных торговых маршрутов, в том числе возможное придание «второго дыхания» проекту международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», «тем более, что для России это является актуальным и с точки зрения перенаправления торговых связей с Европы на Азию». Однако в ИРТТЭК считают, что этот маршрут «в силу своих логистических особенностей не сможет полноценно помочь с переориентацией российского экспорта энергоресурсов». «Кроме того, Россия попадет в опасную транзитную зависимость от Ирана. Эта страна, несмотря на всю свою «дружественность», может оказаться достаточно непредсказуемым партнером», — говорится в публикации.
С другой стороны, блокировка Датских проливов повышает для России экономическую целесообразность развития Северного морского пути (СМП) и проекта порта в Мурманске с переброской на него транспортных потоков с балтийского направления. Исследователи полагают, что Севморпуть выглядит более надежным маршрутом, «к тому же за прохождение СМП не взимается плата и не требуется оформление дополнительных документов при пересечении границ других стран». Впрочем, перенаправление значительных объемов нефти из балтийских портов на СМП займет минимум несколько лет, при этом необходимость в ледокольной проводке удорожает такую логистику.
Западные страны в случае блокировки Датских проливов начали бы выстраивать собственные логистические альтернативы: в частности, возможно появление гипотетического проекта транспортного коридора Беларусь — Украина с выходом к портам Черного моря.
Датские (или Балтийские) проливы представляют собой систему проливов, которая соединяет Северное и Балтийское моря. Проливы разделяют Скандинавский полуостров и полуостров Ютландия, на котором расположена Дания. На западе Ютландию омывает Северное море, на севере — пролив Скагеррак, на востоке — проливы Каттегат и Эресунн (Зунд), на юго-востоке — Балтийское море.
Перевалка российской нефти через порты Усть-Луга и Приморск в 2022 году для транспортировки через Датские проливы составила 124,1 млн тонн и 57,1 млн тонн соответственно. Всего же Датские проливы, по некоторым оценкам, обеспечивали около 8% мировой торговли нефтью по морю. Ежедневный транзит составлял около 3,2 млн баррелей углеводородов.
Читайте по теме:

Датские проливы, соединяющие Северное и Балтийское моря, являются одним из самых «узких мест» в мире для транзита грузов и гипотетически могут оказаться заблокированными по тем или иным причинам. Ограничениям подвергнется не весь проходящий торговый трафик, а только российский нефтяной экспорт. Об этом говорится в исследовании Института развития технологий ТЭК. Предлогом для ограничений прохода танкеров с российской нефтью могут стать претензии по поводу их небезопасности или отсутствие европейской страховки.

Исследователи заявляют, что в случае блокировки Датских проливов следует ожидать перебои с поставками удобрений, зерна и других сельскохозяйственных товаров из региона Балтийского моря. Это может привести к росту цен на продовольствие и усилению проблем с доступом к продовольствию, прежде всего, в развивающихся странах.

«Еще более сильный удар будет нанесен по глобальной энергетической безопасности. Произойдет окончательное прекращение экспорта российских углеводородов и угля по балтийскому морскому маршруту, что будет способствовать дефициту и росту цен на энергоресурсы в мире. В свою очередь, Россия вынуждена будет ускорить перенаправление своего энергетического экспорта на другие маршруты. Однако полностью сделать это за короткие сроки не получится из-за логистических ограничений», — сказано в исследовании.

При этом закрытие Датских проливов приведет к активизации проектов по развитию альтернативных торговых маршрутов, в том числе возможное придание «второго дыхания» проекту международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», «тем более, что для России это является актуальным и с точки зрения перенаправления торговых связей с Европы на Азию». Однако в ИРТТЭК считают, что этот маршрут «в силу своих логистических особенностей не сможет полноценно помочь с переориентацией российского экспорта энергоресурсов». «Кроме того, Россия попадет в опасную транзитную зависимость от Ирана. Эта страна, несмотря на всю свою «дружественность», может оказаться достаточно непредсказуемым партнером», — говорится в публикации.

С другой стороны, блокировка Датских проливов повышает для России экономическую целесообразность развития Северного морского пути (СМП) и проекта порта в Мурманске с переброской на него транспортных потоков с балтийского направления. Исследователи полагают, что Севморпуть выглядит более надежным маршрутом, «к тому же за прохождение СМП не взимается плата и не требуется оформление дополнительных документов при пересечении границ других стран». Впрочем, перенаправление значительных объемов нефти из балтийских портов на СМП займет минимум несколько лет, при этом необходимость в ледокольной проводке удорожает такую логистику.

Западные страны в случае блокировки Датских проливов начали бы выстраивать собственные логистические альтернативы: в частности, возможно появление гипотетического проекта транспортного коридора Беларусь — Украина с выходом к портам Черного моря.

Датские (или Балтийские) проливы представляют собой систему проливов, которая соединяет Северное и Балтийское моря. Проливы разделяют Скандинавский полуостров и полуостров Ютландия, на котором расположена Дания. На западе Ютландию омывает Северное море, на севере — пролив Скагеррак, на востоке — проливы Каттегат и Эресунн (Зунд), на юго-востоке — Балтийское море.

Перевалка российской нефти через порты Усть-Луга и Приморск в 2022 году для транспортировки через Датские проливы составила 124,1 млн тонн и 57,1 млн тонн соответственно. Всего же Датские проливы, по некоторым оценкам, обеспечивали около 8% мировой торговли нефтью по морю. Ежедневный транзит составлял около 3,2 млн баррелей углеводородов.

Печатное издание