Океанские контейнерные перевозки в мае 2024 года составили 15,94 млн TEU, что превысило предыдущий рекорд в 15,7 млн TEU, установленный в мае 2021 года. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные платформой Xeneta.
Перевалка контейнеров с начала года составила чуть менее 74 млн TEU, что на 7,5% больше, чем за январь-май 2023 года.
Как прокомментировала старший аналитик по морским перевозкам Xeneta Эмили Стаусболл, морским транспортом перевозится больше контейнерных грузов, чем когда-либо прежде, в то время как имеющиеся мощности перегружены из-за конфликта в Красном море и серьезной загруженности портов в Азии и Европе. «Это настоящий шторм, который оказал давление на морские цепочки поставок и привел к хаосу последних месяцев. Во многих отношениях впечатляет, что глобальные транспортные сети смогли перевезти такое огромное количество контейнеров в таких сложных условиях», — сказал эксперт.
Рекордный уровень мирового спроса в значительной степени обусловлен поставками из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): в мае из Китая было экспортировано рекордных 6,2 млн TEU (включая 853 тыс. TEU внутри Китая в контейнерах). В мае на этот показатель пришлось 39% мировых контейнерных перевозок, что совпало с резким ростом спотовых ставок на основные перевозки.
Согласно последним данным Xeneta, средние спотовые тарифы на перевозки из АТР до западного побережья США на 9 июля составили $7840 за единицу груза, что на 200% больше, чем 30 апреля.
На восточном побережье США средние спотовые ставки за тот же период выросли на 130% и достигли $9550 за FEU (сорокафутовый контейнер). В Северной Европе и Средиземноморье спотовые ставки выросли на 148% и 88% соответственно и составили $8030 и $7830 за FEU.
Эмили Стаусболл отметила, что спотовый рынок продолжает расти, «конфликт в Красном море не подает признаков прекращения», уровень загрузки портов в Азии и Европе «потребует времени для снижения».
«Большой вопрос для рынка заключается в том, будут ли рекордные объемы в мае означать снижение объемов в традиционный пик сезона. В игру вступают многочисленные факторы, лежащие не только в основе потребительского спроса, но и в нервозности грузоотправителей, загружающих импортные товары авансом, и в потенциальном повышении тарифов на импорт из Китая. Хотя такое сочетание факторов может сохранить высокий спрос в течение следующих нескольких месяцев, должен быть предел тому, как долго может сохраняться рекордный уровень спроса», — заключила эксперт.
Результаты расчетов, сделанных с учетом количества морских миль, показывают, что рекордный спрос на морские перевозки сочетается с большими расстояниями, на которые приходится плавание вокруг мыса Доброй Надежды. Эти данные отражают расстояние, на которое перевозится каждый контейнер по всему миру. В 2024 году количество TEU-миль во всем мире увеличилось на 17,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В основном это связано с большими расстояниями, проходимыми вокруг мыса Доброй Надежды. Если бы океанские контейнеровозы продолжали использовать Суэцкий канал, количество TEU-миль увеличилось бы на меньшие, но все же значительные 8,6% в 2024 году.
На фото: динамика спотовых ставок на перевозку FEU на направлении Азия ‒ Европа. График Xeneta
Печатное издание