Несмотря на переход к низкоуглеродной экономике, судостроительная отрасль удваивает усилия по строительству новых судов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), усугубляя переизбыток предложения и тоннажа по сравнению с ситуацией годом ранее. Об этом говорится в последнем аналитическом обзоре, подготовленном экспертами из Climate Analytics.
В своем исследовании, озаглавленном «Обновленная оценка влияния глобального энергетического перехода на сегмент СПГ-судов судостроительной отрасли» и проведенном по заказу некоммерческой организации Solutions for Our Climate (SFOC), Climate Analytics дополнила отчет, опубликованный в 2023 году. В нем рассмотрены требуемые и планируемые мощности по транспортировке для будущей торговли СПГ в соответствии со сценариями Международного энергетического агентства (МЭА).
В своей работе Climate Analytics приходит к выводу о том, что значительный переизбыток мощностей для транспортировки СПГ ожидается на длительную перспективу. По сравнению с прошлогодним отчетом ожидается рост на 16 млн куб. м. Исследование было проведено в свете пересмотра МЭА в сторону понижения прогнозов мирового спроса на ископаемый газ по самому консервативному сценарию, который отражает текущую политику и динамику частного сектора без увеличения климатических целей, а также показывает, что глобальный спрос на газ достигнет пика не позднее 2030 года.
«Новые СПГ-танкеры не нужны ни при одном сценарии, включая как план МЭА 2023 года по достижению нулевых выбросов (NZE), который соответствует согласованной на глобальном уровне цели ограничения повышения температуры до 1,5 C°, так и более консервативный заявленный сценарий (STEPS), который отражает политику, принятую правительствами», — отмечает руководитель отчета, аналитик Climate Analytics по энергетике Томас Хоули.
«В то время как Международное энергетическое агентство указывает на отсутствие роли ископаемого газа в глобальном энергетическом переходе, строящая СПГ-суда отрасль, похоже, движется в противоположном направлении, что может нанести ущерб всем, кто задействован в отрасли», — считает аналитик.
По прогнозам, в 2025 и 2026 годах будет передано в эксплуатацию 180 судов-газовозов общей вместимостью 32 млн куб. м, что составляет 28% от имеющихся мощностей в 2023 году. Если в прошлом году было размещено 64 заказа на строительство танкеров для перевозки СПГ, то только за январь-май текущего года было размещено 55 новых заказов на такой же тип судов, а с момента публикации отчета в мае 2024 года было добавлено еще 27 контракта. Даже при более консервативном сценарии МЭА, переизбыток мощностей по транспортировке СПГ по-прежнему очевиден. Эти избыточные мощности наблюдаются уже сейчас и, по прогнозам, будут только расти. Ожидается, что к 2030 году переизбыток вырастет до 40% сверх того, что требуется для мощностей отрасли, что соответствует эквиваленту 275 современных танкеров-газовозов.
«Поскольку энергетический переход ускоряется беспрецедентными темпами, инвестиции в мощности по транспортировке ископаемого топлива представляют собой не просто рискованную и недальновидную авантюру для инвесторов, судостроителей и судовладельцев, но и непосредственную угрозу их финансовой стабильности», — отмечает глава газового подразделения в SFOC Дондже Оу.
«Каждый новый заказ перевозчика приближает отрасль к неустойчивому переизбытку предложения. Заинтересованные стороны должны действовать сейчас, чтобы остановить новые заказы или столкнуться с серьезными экономическими последствиями, поскольку глобальный отказ от ископаемого топлива приводит к тому, что эти активы устаревают гораздо раньше, чем ожидалось», — добавил Дондже Оу.
Занимающаяся строительством СПГ-танкеров отрасль столкнулась с интенсивным притоком заказов на суда, которые планируется передать заказчикам в течение следующих 10 лет. Избыток новых танкеров-газовозов, вводимых в эксплуатацию в ближайшем будущем, приведет к переизбытку предложения на рынке, что приведет к потере активов и блокированию капитала для целей, противоречащих глобальному энергетическому переходу.
Отмечается, что подавляющее большинство новых танкеров-газовозов, которые будут вводиться в эксплуатацию, построят на верфях Китая и Южной Кореи.
По данным Kept, в настоящее время 45% мирового флота газовозов контролируется европейскими операторами, 10% — японскими, 4% — канадскими, 14% — международными. Под контролем российских операторов находится лишь 5% флота газовозов.
Фото с сайта MOL
Печатное издание