В рамках модернизации своей судоходной отрасли правительство Индии рассматривает возможность контроля над стратегически важными иностранными терминалами. Как сообщает издание Maritime Executive со ссылкой на информацию индийской газеты Mint, правительство страны создает портовый консорциум с целью выхода на рынок операторов терминалов.
В консорциум входят три государственных агентства: India Ports Global (IPGL), Sargarmala Development (SDCL) и Indian Port Rail and Ropeway (IPRCL). В первую очередь задачей консорциума будет развитие инфраструктуры вдоль ключевых транспортных коридоров, которые служат национальным интересам Индии.
Одним из примеров является международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» (INSTC), мультимодальная сеть протяженностью 7,2 тыс. км, соединяющая Индию с Россией, Ираном, Центральной Азией и Европой. Индия уже заявила об инвестициях в объеме $120 млн в развитие иранского порта Чабахар, который является ключевым хабом вдоль МТК «Север-Юг». С Ираном было заключено соглашение сроком на 10 лет о совместной эксплуатации порта.
Кроме того, консорциум также будет нацелен на портовую инфраструктуру вдоль предлагаемого транспортного экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа (IMEC). Этот масштабный проект был запущен в 2023 году на саммите лидеров G20 в Нью-Дели. Этим транспортным коридором можно будет соединить Индию с Европой посредством судоходно-железнодорожных сообщений через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль и Грецию. Индия уже рассматривает возможность строительства терминала в греческом порту Пирей для перевалки индийского экспорта в Европу.
По словам министра судоходства Индии Т. К. Рамачандрана, на три государственных агентства, входящих в консорциум, будут возложены разные задачи. IPGL будет отвечать за повседневную работу иностранных терминалов. IPRCL будет заниматься строительством необходимой инфраструктуры для обеспечения портовых операций, а SDCL сосредоточится на привлечении ресурсов для финансирования проектов развития.
Ранее Индия заключила ряд выгодных сделок для эксплуатации иностранных портов. В июле были получены права на эксплуатацию терминала порта Монгла в Бангладеш, а в начале 2024 года было получено одобрение предложения IPGL по управлению портом Ситтве (Мьянма), что дало Индии доступ к стратегическому порту на реке Каладан.
Порт Чабахар. Фото с сайта IPGL
Печатное издание