29.06.2023 17:12

Госдума приняла закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов

Госдума приняла закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов
Депутаты Государственной думы 29 июня 2023 года приняли в третьем чтении закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов, следует из материалов системы обеспечения законодательной деятельности. Документ был внесен правительством РФ в конце 2021 года. Он определяет само понятие автономного судна, регламентирует состав экипажа, в том числе внешнего, и специального персонала, обязанности капитана такого судна и требования к управлению автономным судном, перевозку груза и (или) пассажиров таким судном.
В пояснительной записке к закону отмечается, что в настоящее время крупные компании и международные консорциумы ведут разработки технических средств для автономных судов. Аналогичные работы проводятся и в России, поскольку «автономное судовождение является крайне перспективным направлением развития морского и внутреннего водного транспорта, и в ближайшее время ожидается его повсеместное использование». При этом для реализации плавания автономных судов недостаточно разработать и внедрить только технические средства и построить новое судно, необходимо создать правовые основы возможности их использования, поскольку существующее законодательство построено в парадигме нахождения на судне экипажей, которые и управляют судами.
В связи с этим был разработан проект закона, которым вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ), законы о морских портах и о транспортной безопасности. КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна двух видов: полуавтономные суда и полностью автономные суда. В законе предлагается включить в перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РС), и автономные суда.
В законе также уточняются нормы, касающиеся лоцманской проводки судов в части их применения для автономных судов. Кроме того, определяются обязанности судовладельца по обеспечению выполнения обязательных требований, применимых к автономному судну, в части безопасности мореплавания, уменьшения влияния и контроля негативного воздействия судна на окружающую среду, управления автономным судном, включая судовождение, меры по обеспечению наблюдения за автономным судном и лиц, обеспечивающих такое наблюдение и управление. Также определяются особенности требований к экипажу полуавтономного судна. Устанавливается, что управление автономным судном «внешним экипажем» может быть поручено судовладельцем специализированной организации.
Закон о морских портах дополняется нормами в отношении участков морских путей, в которых установлены особенности плавания автономных судов или в которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов.
«Для эксплуатации полуавтономных судов не потребуется значительной реконструкции имеющихся технических средств портовых систем управления движением судов. Для полностью автономных судов такая реконструкция может быть произведена в рамках плановой модернизации систем управления движением судов их собственниками», — отмечается в пояснительной записке.
Одновременно с этим закон запрещает плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах и в территориальном море России за исключением случаев, когда получено разрешение Минобороны.

Депутаты Государственной думы 29 июня 2023 года приняли в третьем чтении закон, регламентирующий эксплуатацию автономных судов, следует из материалов системы обеспечения законодательной деятельности. Документ был внесен правительством РФ в конце 2021 года. Он определяет само понятие автономного судна, регламентирует состав экипажа, в том числе внешнего, и специального персонала, обязанности капитана такого судна и требования к управлению автономным судном, перевозку груза и (или) пассажиров таким судном.

В пояснительной записке к закону отмечается, что в настоящее время крупные компании и международные консорциумы ведут разработки технических средств для автономных судов. Аналогичные работы проводятся и в России, поскольку «автономное судовождение является крайне перспективным направлением развития морского и внутреннего водного транспорта, и в ближайшее время ожидается его повсеместное использование». При этом для реализации плавания автономных судов недостаточно разработать и внедрить только технические средства и построить новое судно, необходимо создать правовые основы возможности их использования, поскольку существующее законодательство построено в парадигме нахождения на судне экипажей, которые и управляют судами.

В связи с этим был разработан проект закона, которым вносятся изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ), законы о морских портах и о транспортной безопасности. КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна двух видов: полуавтономные суда и полностью автономные суда. В законе предлагается включить в перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РС), и автономные суда.

В законе также уточняются нормы, касающиеся лоцманской проводки судов в части их применения для автономных судов. Кроме того, определяются обязанности судовладельца по обеспечению выполнения обязательных требований, применимых к автономному судну, в части безопасности мореплавания, уменьшения влияния и контроля негативного воздействия судна на окружающую среду, управления автономным судном, включая судовождение, меры по обеспечению наблюдения за автономным судном и лиц, обеспечивающих такое наблюдение и управление. Также определяются особенности требований к экипажу полуавтономного судна. Устанавливается, что управление автономным судном «внешним экипажем» может быть поручено судовладельцем специализированной организации.

Закон о морских портах дополняется нормами в отношении участков морских путей, в которых установлены особенности плавания автономных судов или в которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов.

«Для эксплуатации полуавтономных судов не потребуется значительной реконструкции имеющихся технических средств портовых систем управления движением судов. Для полностью автономных судов такая реконструкция может быть произведена в рамках плановой модернизации систем управления движением судов их собственниками», — отмечается в пояснительной записке.

Одновременно с этим закон запрещает плавание автономных иностранных военных кораблей и других автономных государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внутренних морских водах и в территориальном море России за исключением случаев, когда получено разрешение Минобороны.

Печатное издание