18.11.2011 18:32

В Омске проходят праздничные торжества, посвященные 165-летию с начала организованного судоходства на Иртыше

В  Омске  проходят праздничные торжества, посвященные 165-летию с начала организованного судоходства на Иртыше.

В 1846 году  было организовано первое пароходство – «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелла и К°». Их флотилия насчитывала лишь два парохода – «Основа» и «Взор». Но они дали мощный толчок для развития парового судоходства на Иртыше и других реках бассейна. По их пути пошли другие новаторы – купцы, промышленники…

История судоходства на Иртыше в XX веке  описывается следующими вехами:


1920 год
● В феврале в Омске в районе Загородной рощи на базе бывших железнодорожных мастерских создали судоремонтные мастерские Омского затона.
● Героическим делом омских водников стала Карская хлебная экспедиция, осуществленная Комитетом Северного морского пути, который был образован 2 апреля 1920 г. в Омске. Эта экспедиция была создана для вывоза хлеба Сибири и других продовольственных грузов голодающему населению Северного Поморья.
В августе речной караван из Омска вышел в Обскую губу, куда спешили морские транспорты из Архангельска. В навигацию 1920 года речники Иртыша, Оби и Енисея доставили в Поморье Центральной России 600 тыс. пудов зерна, 57 тыс. пудов жира, мяса и рыбы. Руководил экспедицией опытный военмор А.А. Ружек.
● В декабре в Омске открыта первая в Сибири профессионально-техническая школа водного транспорта, позднее – Омский речной техникум.

1928 год
● На Иртыш прибыл буксирный теплоход «Анастас Микоян» мощностью 1600 л.с., построенный в Германии (г. Данциг) по заказу Главсевморпути.

1931 год
● После образования Народного Комиссариата водного транспорта СССР произошло разделение Западно-Сибирского государственного пароходства на три самостоятельных пароходства: Нижне-Иртышское, Западно-Сибирское, Енисейское.

1934 год
● Ликвидирована система Рупводов.

1935 год
● Начало стахановского движения на Нижнем Иртыше.

1936 год
● На судах Нижне-Иртышского пароходства началась широко внедряться штурманская система судовождения. Первыми ее внедрили на пароходах «Алексей Буй», «Пятый Октябрь», «Ленинград».
● В ноябре 1936 года судоремонтные мастерские Омского затона реорганизованы в судоремонтный завод первого разряда.

1941 год
● Омский судоремонтный завод начал выпуск военной продукции – огнеметы, авиабомбы, бронекатера.
● В период военных навигаций речники Нижне-Ирышского пароходства освоили новые участки рек Тавды, Тары, Тобола, Ишима, Туры, откуда вывозили зерно, картофель и другие продукты для нужд фронта.

1947 год
● За выдающиеся заслуги в развитии речного судоходства в восточных бассейнах Советского Союза и в связи со столетием со дня организации Нижне-Иртышское речное пароходство награждено орденом Трудового Красного Знамени.
● Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1947 года большая группа речников НИРПа награждена орденами и медалями.

1950 год
● На Иртыше проводятся первые опытные рейсы по вождению судов методом толкания.

1952 год
● Сдан в эксплуатацию на Омском СРЗ первый в бассейне слип.

1960 год
● В Обь-Иртышском бассейне начался перевод парового флота на жидкое топливо – мазут.

1962 год
● Первый в истории Иртышского пароходства в рейс на линию Омск – Тара отправлен скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета-8».

1964 год
● 3 июня в Омск с первой тюменской нефтью прибыл танкер ТН-652 с верховьев Конды. Экипаж под руководством капитана К.Ф. Третьякова доставил на Омский нефтеперерабатывающий завод 600 тонн сырой нефти. 5 июля пароход «Капитан» (капитан Н.П. Лунин) привел в Омск состав с тюменской нефтью из Усть-Балыка (ныне г. Нефтеюганск).
● В сентябре сдан в эксплуатацию Омский речной вокзал.

1965 год
● Создана Иртышская ремонтно-эксплуатационная база флота.
● В общежитии Омского ССРЗ открыта комната Славы речников. Позднее она стала Народным музеем иртышских речников (1983 г.).

1991 год
● Теплоходы «Александр Дианов» и «Алексей Буй» первыми в истории Иртышского пароходства вышли в загранплавание.

1992 год
● Суда Иртышского пароходства начали перевозки нефтепродуктов в Байдарацкую губу, до мыса Харасавэй.

1994 год
● 17 марта прошло первое собрание акционеров Иртышского пароходства.

1995 год
● АО «Иртышское речное пароходство» награждено Международной наградой «Факел Бирмингама» за успешное экономическое выживание и развитие в трудных условиях перехода к рыночным отношениям.

2000-й год
● За устойчивую динамику развития производства Международный комитет «Партнерство ради процесса» наградил Иртышское пароходство почетным призом «Хрустальная Ника».

2002 год
● За высшие достижения в социально-экономической среде России в 2001 году ОАО «Иртышское пароходство» награждено Дипломом премии «Российский национальный Олимп» и почетным знаком «Олимп».

2005 год
● Танкеру «Ленанефть-2018» присвоено имя российского поэта, выпускника Омского РУ Тимофея Белозерова. 24 мая экипаж танкера «Тимофей Белозеров» ушел в первый рейс.

2007 год
● За высокие экономические показатели коллектив Иртышского пароходства стал Лауреатом национальной премии «Золотая колесница».

2008 год
● 5 марта котельная в дизельном цехе Омского ССРЗ запущена на природном газе.

2009 год
● На Омском ССРЗ запущена в эксплуатацию газогенераторная установка по выработке электрической и тепловой энергии.
● 9 октября теплоходу ОТ-2024 присвоено имя лучшего капитана Минтранса России Леонида Ивановича Соколова.

2010 год
● Из печати вышла книга «Флот – моя судьба». Автор ее – генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство», заслуженный работник транспорта РФ И.И. Яновский.

2011 год
● Судостроители Омского ССРЗ для Ханты-Мансийского речного вокзала построили два плавучих понтона.

Подводя итоги навигации 2011 года,  генеральный директор  ОАО «Иртышское пароходство» Иван Яновский отметил:

- Люди – главная ценность нашей судоходной компании». И сегодня надо вспомнить славные имена Иртышского пароходства. Среди них – Александр Николаевич Дианов, Виктор Иванович Евдокимов, Иван Александрович Медведев, Александр Фадеевич Зубарев и многие другие. Гордостью Иртышского пароходства являются Герои Социалистического Труда – Федор Григорьевич Кузнецов, Василий Васильевич Назаров, Владимир Владимирович Кимбин, Герой Советского Союза Тимофей Карпович Щербанев. А скольких лауреатов Государственной премии СССР вырастил Омский судоремонтно-судостроительный завод. Это – Виктор Иванович Евдокимов, Митрофан Петрович Листопадов, Николай Еремеевич Власюк, Леонид Иванович Соколов.

Очень важно подчеркнуть, что традиции старших поколений продолжают сегодняшние командиры иртышского флота – Ю.А. Печкуров, Г.В. Белоусов, В.Н. Шевченко, А.И. Гучев, А.В. Лихачев, Д.С. Алексин и многие другие.

«Российское судоходство» присоединяется к поздравлениям иртышским речникам и желает им успехов и процветания.



Печатное издание