Схема внедрения систем обеспечения безопасности мореплавания (СОБМ) в акватории Северного морского пути разработана «Центральным научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота». Проект, работа над которым велась по заказу Росморречфлота, был представлен 27 октября 2016 года на открытом заседании Научно-технического совета в Санкт-Петербурге.
Схема является составной частью научно-исследовательской работы по разработке Комплексного проекта развития СМП до 2030 года.
Как сообщает пресс-служба ЦНИИМФ, по оценкам сотрудников института, к 2030 году объемы перевозок на трассах Севморпути могут составить порядка 70 млн тонн.
Рост объема перевозок грузов прогнозируется за счет завоза оборудования и строительных материалов для реализации проектов по разработке и обустройству нефтегазовых месторождений, а также началом вывоза сырья с арктического шельфа, что приведет к интенсификации арктических судопотоков. Для снижения уровня рисков морских аварий в акваториях морских портов СМП внедряются СОБМ.
Как отметил заведующий лабораторией морских информационных спутниковых систем АО «ЦНИИМФ» Альберт Шигабутдинов, комплексный подход по внедрению СОБМ в арктических условиях реализуется в рамках проекта освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, строительства производства по СПГ и морского терминала в порту Сабетта.
Авторским коллективом института проработана схема внедрения систем управления движением судов, регулирования движения судов, автоматической идентификационной системы, глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности в акваториях морских портов СМП. Выполнен анализ и систематизация предложений отечественных производителей по оборудованию СОБМ.