11.07.2012 16:07

В Новосибирске со дна подняли пароход, затонувший около 50 лет назад

В Новосибирске со дна Оби подняли пароход, выполнявший секретные миссии МВД и затонувший около 50 лет назад. Как сообщает газета «АиФ», пароход «Кишинев» принадлежал к серии №732 и был построен на заводе «Ленинская кузница» в Киеве ориентировочно в 50-е годы прошлого века. Судно принадлежало Новосибирскому оловянному комбинату.

Стратегическое предприятие находилось под контролем Геологического управления МВД СССР. Поэтому данные о характере работ, производимых «Кишиневом», до сих пор засекречены. Исследователи-энтузиасты высказывают предположение, что пароход шел с севера с грузом золота, добытого в районе Ханты-Мансийска, а может, не добытого, а отнятого у местного населения — селькупов и хантов, изготавливавших из золота предметы культа. На оловокомбинате золото собирались переплавить в промышленное. Судно постигла участь пиратских кораблей, наказанных за грехи. Есть ли в этой истории доля истины, мы, к сожалению, не узнаем, так как грузы и документы с «Кишинева» подняли сразу, оставив на дне реки только «железо».

— Пароход решили убрать в связи с тем, что его останки представляют опасность для отдыхающих на новом пляже Бугринской рощи. Это заказ муниципалитета, — рассказывает производитель работ ООО «Сибподводстройсервис» Илья Борисов. — Работы мы начали полторы недели назад: установили понтон, на котором базируется экскаватор и оборудование, провели исследование размеров и габаритов судна. Поднять пароход полностью не представляется возможным, так как его вес — порядка 105 тонн. Технология предусматривает размывку корпуса затонувшего судна, так как оно погружено в грунт на 2–2,5 метра. Затем пароход режут на части и поднимают с помощью экскаватора.

Останки затонувшего корабля складируют на берегу. Водолазы уже достали огромный котел, корабельный руль, куски обшивки с иллюминаторами, в отверстиях которых еще сохранились остатки толстого оргстекла. Последними поднимали самые массивные и тяжелые детали — гребные валы, трубы. Якорь так и не обнаружили. Кстати, специалисты говорят, что ни названия, ни каких-либо номеров и прочих опознавательных знаков на обломках теплохода они не увидели.

Газета напоминает, что на дне Оби в районе Новосибирска находится несколько пароходов и теплоходов. Самый крупный из них — пароход «Совнарком», который в 1921 году в ночь с 9 на 10 мая налетел на опору железнодорожного моста и в считанные минуты затонул. Погибло, по разным оценкам, от 225 до 400 человек.  «Совнарком» и лежит на дне примерно в 500 метрах ниже моста. В 1967 году недалеко от шлюзов Новосибирской ГЭС затонуло судно «Владивосток».


Печатное издание