04.07.2012 13:33

Бюрократические коллизии ставят под угрозу развитие арктического туризма в России

Автор: Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ)

Атомный ледокол «50 лет Победы», выполняющий первый в этом сезоне экспедиционный круиз в Арктику, 2 июля  достиг Северного полюса  На борту судна 120 пассажиров из разных стран. За короткий сезон – примерно 50 суток – ледокол совершит не менее четырех рейсов с туристами к самой северной точке планеты. Маршрут проходит через архипелаг Земля Франца-Иосифа.

 
Первый в этом году выход судна из Мурманска в экспедиционный круиз был омрачен настораживающим инцидентом. Пограничные и таможенные власти впервые обязали судовладельца – ФГУП «Росатомфлот» – вывести ледокол на внешний рейд в зону пункта пропуска для проведения формальностей. У российских граждан – членов экипажа и персонала судна потребовали заграничные паспорта, как при отходе в зарубежный рейс. Между тем, ледокол направлялся в российский сектор Арктики, маршрут пролегает через многочисленные российские острова и архипелаги.

 
Согласно статье 6 закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не рассматривается как выезд из страны «пересечение государственной границы гражданином РФ… при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты».

 
Именно так идет в Арктику ледокол «50 лет Победы». Несмотря на это, сотрудники пограничной службы утверждали, что при выходе из мурманского порта члены экипажа обязаны предъявить заграничные паспорта, куда необходимо поставить штамп о пересечении границы. Мотивировалось это тем, что, следуя по маршруту, судно неоднократно пересекает 12-мильную прилежащую зону открытого моря, которая считается территорией прибрежного государства, а значит переходит водную границу России. Хотя ни в иностранные воды, ни в иностранные порты ледокол не заходит.

 
И при этом ни на Земле Франца-Иосифа, ни на островах, куда заходит экспедиционное судно, нет пограничных пунктов пропуска, где членам экипажа можно было бы «открыть границу», то есть поставить штамп о въезде в Россию. Это означало бы ограничение в передвижении туристов, которые приехали посмотреть Арктику. Дело в том, что ледокол не может подходить непосредственно к берегу, высадки пассажиров на острова осуществляются на лодках и обязательно в сопровождении членов экипажа. Но без штампа в загранпаспорте о «возвращении» в страну российские моряки формально не могут выходить с судна на арктические острова, находящиеся на российской территории. Вот такая коллизия.

 
В результате долгих выяснений отход ледокола из Мурманска задержался почти на пять часов. Находившиеся на борту иностранцы были немало удивлены такими требованиями пограничников, поскольку справедливо считали, что гражданам любой страны не нужны заграничные паспорта, чтобы находиться на территории своего же государства.

 
В последние годы Россия показывает всему миру свое присутствие и активность в Арктике. Помимо разработки новых месторождений углеводородов делается акцент на развитие туризма с использованием российского флота, что значительно повышает имидж страны как арктической державы. К сожалению, противоречия и несостыковки нашего законодательства могут помешать этим планам и нанести серьезный урон спросу на такой эксклюзивный продукт, как экспедиционные круизы в Арктику.

 


 
 

Печатное издание