19.07.2024 09:35

Единая глубоководная система — перспективы развития

Автор: Евгений Панкратьев

Грузоперевозки по Единой глубоководной системе (ЕГС) Европейской части России в настоящее время составляют около 40 млн тонн, а к 2050 году этот показатель может вырасти втрое — до 126 млн тонн. Такой прогноз озвучил ректор Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) Игорь Кузьмичев на экспертном совете Росморречфлота.  

В том числе к 2050 году внутренние перевозки по ЕГС прогнозируются в 65 млн тонн, экспорт — 56 млн тонн, импорт — 2 млн тонн, транзит — 4 млн тонн. Движение грузов на юг и на север будут распределены примерно в равных долях (60 на 66 млн тонн). Особое значение в этом прогнозе приобретает Городец, который должен увеличить грузопоток с нынешних 4 млн тонн до 51 млн тонн.

Возможность утроения грузопотока ректор ВГУВТ связывает со следующими факторами: ростом промышленного производства на 20 млн тонн, переключением грузов с железной дороги на реку — 61 млн тонн, привлечением контейнеров с автотранспорта — 3 млн тонн. По прогнозу, основные виды грузов, которые обеспечат развитие ЕГС, включают удобрения и химические грузы (20,1 млн тонн), минерально-строительные (14,2 млн тонн), уголь (13,8 млн тонн), лесные грузы (12 млн тонн), нефть и нефтепродукты (9,5 млн тонн), металл (5,8 млн тонн) и другие.

В то же время, отметил ректор ВГУВТ, привлечение грузов невозможно без реконструкции 17 портов, строительства нового флота (1420 судов) и подготовки более 9 тыс. специалистов, так как «уже сейчас на одного курсанта две заявки» работодателей.

Для успешного развития ЕГС, по его словам, необходимы структурные изменения в речной логистике, которые подразумевают строительство логистических центров в Нижнем Новгороде и Самаре и создание единого оператора. Так, проект строительства нового Самарского речного порта может быть реализован в три этапа и к 2037 году выйти на оборот 8 млн тонн, из которых основные грузы — уголь, зерновые и генеральные грузы. Новый порт в Нижнем Новгороде должен стать узловым мультимодальным центром единой опорной сети РФ с грузовой базой по экспорту и импорту в 3,27 млн тонн и 193 тыс. TEU. Сейчас, по словам ректора, к участию в проекте «проявил интерес один из коммерческих банков». Одним из основных минусов проекта при этом является слабо развитая железнодорожная сеть и отсутствие узловой станции. Однако расположение порта оптимально по отношению к действующим транспортным коридорам.

Необходимость создания единого оператора на ЕГС, по мнению ректора вуза, продиктована современными реалиями. «ВВП сегодня нагружены на 25-30%, флот рассредоточен, контейнеров нет и нет таможенной инфраструктуры. Поэтому было бы целесообразно создать некое подобие единого оператора, который бы управлял отправлением грузов в едином информационном пространстве, организовывал бы контейнерные перевозки на основе соглашений с регионами, РЖД и ФТС. Очевидно, финансовая модель такого проекта не под силу одному региону и требует государственных субсидий», — заключил Игорь Кузьмичев.

Он отметил, что вуз осуществляет разработку модели расчета субсидий, стимулирующих переключение грузопотока с железнодорожного на водный транспорт, а также анализ эффективности действующих механизмов господдержки судоходства и судостроения. 

Ректор ведущего транспортного вуза Поволжья предложил включить ВГУВТ в состав рабочих групп Нижегородской, Астраханской, Самарской областей, Республики Татарстан и Пермского края по модернизации портовой инфраструктуры и создании логистического хаба. Необходимо будет разработать программу НИОКР и программу кадрового обеспечения до 2030 года по оперированию инфраструктурой речных перевозок в филиалах университета в городах Самара, Астрахань, Казань и Пермь.

«Надеемся, что  вопросы определения функций и наделения специальным правовым статусом логистического оператора пилотного проекта контейнерной транспортной системы будут обсуждаться на Научно-техническом совете Минтранса РФ, —  отметил Игорь Кузьмичев. —  Возможно также провести в рамках Транспортной недели экспертную сессию по представлению концепций создания речных транспортных предприятий грузового и пассажирского сообщения и защите проектов речных логистических центров».

Слайд презентации Игоря Кузьмичева

Печатное издание