Автор: Виталий Чернов
Развитие грузоперевозок по внутренним водным путям, необходимое для реализации транзитного потенциала России и формирования транспортных коридоров, наталкивается на острую потребность в обновлении устаревшего российского речного флота. В связи с этим принципиально важным становится развитие отечественного малотоннажного судостроения, о начале возрождения которого можно уже говорить в связи с размещением сразу нескольких крупных заказов на российских верфях.
Решения приняты
После распада Советского Союза в нашей стране практически не строились современные речные и «река-море» суда. Это было связано как с общей экономической нестабильностью в 90-е годы, так и с отсутствием финансовых механизмов, позволяющих привлекать в отрасль «длинные деньги».
Тем не менее, в последнее время в отечественном малотоннажном судостроении наблюдаются позитивные изменения. Во-первых, государством было принято стратегическое решение об объединении судостроительных активов в «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК) и государственном субсидировании лизинговых схем. Так, на реализацию госпрограммы развития лизинга морских и речных судов отечественного производства только в 2008-2009 годах госкорпорация получила порядка 4 млрд руб.
Во-вторых, появились крупные транспортные холдинги, имеющие достаточно ресурсов для заказа новых современных судов, в том числе с точки зрения привлечения финансирования.
В-третьих, судовладельцы заказывают суда с расчетом на скорое принятие законопроекта о мерах по поддержке судостроения и судоходства, который значительно облегчит условия и экономику эксплуатации новых судов, построенных в России. Более того, с принятием законопроекта можно рассчитывать на увеличение количества заказов на российских верфях, так как он предусматривает ряд преференций судостроителям и стимулирует судовладельцев заказывать постройку судов в России.
«Проведена большая межведомственная работа, в которой были заняты Минпромторг, Минтранс и ОСК, – отмечает глава корпорации Роман Троценко. - Закон предусматривает создание специализированных судостроительных зон, которые будут иметь особые налоговые и таможенные режимы, что позволит выровнять нам условия хозяйствования с нашими зарубежными конкурентами». Подготовленный законопроект, как ожидается, будет утвержден в качестве закона уже в ближайшее время. «Надеюсь, что законопроект в Госдуме пройдет быстро и будет принят ко второму кварталу 2011 года», - заявил в ноябре 2010 года замминистра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский. Отметим, что ход подготовки законопроекта находится на контроле председателя правительства России Владимира Путина.
Первые плоды
В 2010 году перечисленные стратегические решения дали для речного судостроения конкретные результаты. Так, после почти 25-летнего перерыва российская верфь впервые спустила на воду речной сухогруз. Им стало головное судно серии «Капитан Рузманкин». Всего на «Окской судоверфи» (Нижегородская область) до конца 2012 год будут построены десять судов.
Суда строятся по лизинговой схеме, в соответствии с которой 85% средств предоставлено ОСК в рамках государственной поддержки отечественного судостроения, а 15% профинансировано за счет «Волжского пароходства» (заказчик строительства). Условия схемы - субсидирование государством 2/3 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации (Постановление Правительства России от 22 мая 2008 года N383 предусматривает субсидии судоходным компаниям на возмещение двух третей затрат на уплату лизинговых платежей при покупке судна).
Другая серия из 10 сухогрузов уже строится на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» (Шлиссельбург, Ленинградская область). Предприятие передаст последнее судно данной серии ОАО «Северо-Западное пароходство» до конца 2013 года.
Заказы на малотоннажные суда не ограничиваются сухогрузами. Так, в декабре 2010 года состоялась закладка киля головного судна серии танкеров «река-море» класса проекта RST-25 на судостроительном предприятии ООО «Верфь братьев Нобель» (Рыбинск, Ярославская область). Отличительной особенностью танкеров данного проекта является наличие полноповоротных винто-рулевых колонок, особая конструкция грузовых танков и использование погружных насосов. Судно удовлетворяет габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского судоходного пути. Эксплуатировать танкеры будет ОАО «Московское речное пароходство» (МРП). Танкеры имеют повышенный класс экологической безопасности и автоматизации.
Серия состоит из трех судов дедвейтом 6,6 тыс. тонн. Передача первого судна заказчику запланирована на 2012 год. Ранее МРП подписало договор с лизинговой компанией «Газтехлизинг» на приобретение и использование с последующим выкупом этих танкеров общей стоимостью 1,5 млрд руб.
«Объединенная судостроительная корпорация» тоже активно включилась в процесс строительства нового отечественного речного флота. По словам вице-президента ОСК Дмитрия Мироненкова, корпорация намерена развивать речное судостроение на трех предприятиях: «Лотос» (Астрахань), «Янтарь» (Калининград) и Хабаровский судостроительный завод (Дальний Восток). В скором времени ОАО «Западное пароходство» планирует разместить заказ на строительство серии из двух речных сухогрузов проекта RSB-49 на судостроительном заводе «Лотос».
«Мы видим, как начали возвращаться клиенты на гражданское судостроение. В основном это флот «река-море», небольшие суда, вместимостью по 6-7 тыс. тонн. Но это частные компании, которые интересуются строительством флота, это тот тоннаж, который могут уже сегодня строить российские верфи», - констатировал руководитель ОСК Роман Троценко, докладывая Владимиру Путину о развитии судостроения в России.