Автор: Маргарита Малышева
«Предстоящая навигация будет самой сложной», - заявил президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС) Евгений Зубарев, открывая вчера, 28 февраля, годовое заседание АВПС.
Руководители 19 компаний, входящих в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, а также представители государственных организаций, осуществляющих регулирующие и контролирующие функции в области водных перевозок, подведя не слишком обнадеживающие итоги ушедшего года, с тревогой обозначили проблемы открывающейся навигации.
Пассажиропоток в судоходных компаниях АВСП в 2012 году упал на 6,8 % (1.515 млн против 1,615 млн годом раньше). Однако судовладельцы опасаются, что наверстать упущенное в новый туристический сезон окажется не просто.
«Новые технические требования, которые Минтранс разработал после гибели «Булгарии» , целиком и полностью свалились на нас в этом году, - пояснил Зубарев. – Разумеется, мы ведем переоборудование судов с класса L на класс Р 1,2, чтобы не иметь отступлений от правил. Но, к сожалению, все суда пока не переоборудованы, в лучшем случае сделаем 50-60, хотя было запланировано 81 единица».
Второй вопрос – обязательное наличие у владельцев судов системы управления безопасностью (СУБ). Для разработки и выполнения СУБ компания должна иметь специально обученного по этой теме сотрудника. Зубарев сообщил, что уже подготовлены списки на обучение, которое должны пройти сотрудники судоходных компаний Санкт-Петербурга. Обучение длится 72 часа в течение двух недель, затем проводится сдача экзаменов и зачетов. То есть, на подготовку специалиста, который должны отвечать за обеспечение безопасности, требуется как минимум месяц. Однако подготовка кадров в рамках СУБ до сих пор не начата.
По информации, озвученной в ходе заседания специалистами отдела дипломирования ГБУ «Волго-Балт», Минтранс еще не выпустил ряд нормативных документов, согласно которым должно проводиться обучение по СУБ. В частности, до сих пор не определен единый порядок проведения аттестации, неизвестен пакет документов, который требуется при приеме на учебу, не утверждена даже форма самих аттестатов. В Санкт-Петербурге насчитывается 625 организаций, специалисты которых должны пройти соответствующие курсы, но до сих пор нет и графика обучения такого количества человек.
Таким образом, уже можно со всей определенностью сказать, что к началу навигации, которая стартует 30 апреля, аттестованных по новым правилам специалистов на судах не будет.
«В таком случае, будут ли выдаваться судовые документы?» - засыпали тревожными вопросами представителей РРР и Госморречнадзора.
«Будут», - отвечали чиновники.
«Но двигаться с этими документами нельзя?» - настаивала речники.
Как пояснили позже отраслевому порталу «Российское судоходство» в Росморречфлоте, отсутствие СУБ будет запротоколировано в ходе осмотра судов, однако не будет служить основанием для остановки работы того или иного судна. Судовладельцам будут выдавать предписания на устранение такого нарушения с длительным сроком исполнения. К этому моменту все нормативные документы будут выпущены и процесс аттестации специалистов по СУБ наладится, заверили «Российское судоходство» в Росморречфлоте.
Сегодня в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга входит 19 компаний, суммарный флот которых составляет 298 единиц. Члены ассоциации осуществляют 90-95% всех пассажирских перевозок в городе. Общая численность занятых составляет 3000 человек, летом она увеличивается до 5 тысяч. В год на судах компаний, входящих в АВПС, по рекам и каналам Санкт-Петербурга перевозится от 1,5 до 2 млн человек. Прогулки по рекам и каналам города являются традиционным пунктом туристической программы. Как свидетельствует статистика, 95% туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, во время отдыха посещают речные экскурсии.