Автор:
Акционеры ОАО «Московское речное пароходство» (МРП) утвердили идею строительства собственного нефтеналивного флота в конце 2009 года. Сейчас первые три танкера строятся в Ярославской области на судостроительном заводе «Верфь братьев Нобелей».
В России, как показали исследования, проведенные компанией «Центр Независимой Экспертизы Собственности», сохраняется устойчивая тенденция увеличения объемов добычи нефти, объема выпуска нефтепродуктов и экспорта. Соответственно увеличивается спрос на транспортные перевозки и перевозки танкерным флотом. Даже мировой финансовый кризис не оказал заметного влияния на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли страны. Между тем, на внутреннем водном транспорте тоннаж нефтеналивного флота уменьшается. В результате, перевозку нефти и нефтепродуктов перехватывает железнодорожный транспорт.
– Крайне важно было проанализировать, что конкретно происходит сейчас, и что будет происходить в ближайшие пять–десять лет на рынке речных перевозок нефтепродуктов, каковы особенности и условия окупаемости танкерного флота, – говорит заместитель генерального директора по стратегическому развитию ОАО «Московское речное пароходство» Виктор Дмитриев.
Надо также иметь в виду, что по информации Российского Речного Регистра средний возраст нефтеналивных судов в стране составляет 36 лет. По безопасности и эффективности эксплуатации это критическая черта.
В ближайшие пять лет до 70% нефтеналивного флота будет выведено из эксплуатации еще и потому, что большинство танкеров дедвейтом до 5000 тонн не отвечают требованиям Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 о предотвращении загрязнения с судов. Документ вступает в силу с 2015 года.
Отсюда неизбежность предпринимаемых пароходством усилий по созданию собственного танкерного флота. Проект предусматривает строительство десяти судов проекта RST–25. Средний срок строительства – 14 месяцев на каждое судно с момента начала финансирования. Закладка судов запланирована с интервалом в четыре месяца, что обеспечит равномерный ввод флота в эксплуатацию без авралов и возможных ошибок.
Немаловажная деталь – за время от закладки судна до окончания строительства заключаются договора на его эксплуатацию, подбор и обучение экипажа. Это позволит пароходству использовать суда сразу после их ввода в эксплуатацию.
География перевозок охватит нефтеперерабатывающие заводы в средней полосе России, которые расположены на Волге. Речь идет, в частности, о Самаре и Саратове. Часть перевозок пойдет на юг через Волго–Донской канал в порт Кавказ, где нефть и нефтепродукты будут перегружаться на большие морские танкеры. Северные маршруты – это Ярославль, Уфа, Казань, Санкт–Петербург. Это в летнюю навигацию, в зимнюю навигацию эксплуатация судов предполагается в районах Каспийского, Черного и Балтийского морей.
В декабре минувшего года на судостроительном предприятии ООО «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске состоялась закладка киля головного судна серии танкеров река–море проекта RST–25, спроектированного Морским инженерным бюро. Танкеры имеют повышенный класс безопасности и автоматизации. Принципиальными особенностями этих судов являются повышенный экологический стандарт, превышающий требования МАРПОЛ, мощные двигатели, работающие на тяжелом топливе, повышенная грузоподъемность и грузовместимость, широкая номенклатура перевозимых грузов.
Также, отличительной чертой танкеров этого проекта является наличие полноповоротных винто–рулевых колонок. В грузовых танках применяются погружные насосы. Судно удовлетворяет габаритам Волго–Донского судоходного канала и Волго–Балтийского пути.
Передача первого судна заказчику запланирована на апрель 2012 года.
Ранее МРП подписало договор с лизинговой компанией «Газтехлизинг» на приобретение и использование с последующим выкупом трех танкеров общей стоимостью 1,6 млрд. рублей. Также есть договоренность с «Газтехлизингом» о продолжении строительства серии судов. По условиям договора, «Газтехлизинг» приобретает суда у судостроительного предприятия «Верфь братьев Нобель» и передает их в лизинг МРП.
ООО «Верфь братьев Нобель» имеет солидный опыт строительства самоходных нефтеналивных и других видов судов. В 2010 году предприятие, например, успешно построило четыре спасательных катера–бонопостановщика проекта А 40–2Б для Росморречфлота. Верфь продолжает развивать мощности. Потенциал предприятия и опыт сотрудников является залогом успеха в реализации проекта.
В настоящее время ведутся переговоры с астраханским судостроительным заводом «Лотос». Здесь предполагается заложить еще два танкера.
В целом реализация проекта создания нефтеналивного флота в МРП придаст развитию пароходства новый мощный импульс. Фактически создается дополнительная точка роста экономики всего Московского речного пароходства, формируются условия, способствующие обновлению флота. Для московских речников танкерные перевозки – это новая жизнь, новое качество деятельности, новые возможности развития перевозочного процесса.
Материал подготовлен пресс-службой ОАО «Московское речное пароходство».