12.01.2016 12:27

Российский круиз вокруг Шпицбергена

Автор: Ирина Сафронова (RATA-news), фото Сергей Доля и Алекс Мазуров

Центр арктического туризма «Грумант» летом 2016 года впервые организует полностью российский круиз вокруг Шпицбергена на судне Nordstjernen. Об этом эксклюзивном проекте и о том, как влияет на арктический туризм запрет Турции и Египта,  рассказал глава центра Тимофей Рогожин .

 
Увеличить

 – Почему вы считаете ваш круиз уникальным, ведь морские путешествия в Арктику продают многие компании.

– Мы организуем первый в истории освоения Арктики российский круиз, сделанный специально под наших туристов. Это абсолютно уникальное предложение по многим параметрам, в том числе по цене.

Вся программа – на русском языке, стартует она прямо в Москве, в аэропорту «Домодедово». Круиз пройдет 2-8 августа, перелет чартером туда и обратно. Никаких виз гражданам России не нужно: Шпицберген – полностью безвизовая зона, а чартер летит напрямую на остров, без промежуточных посадок в европейских аэропортах. Многим это облегчает жизнь. Например, те категории людей, которые сейчас называются невыездными, могут смело отправиться в это путешествие. Не нужна ночевка в Осло, самолет сразу прилетает в Лонгьирбюен – норвежскую «столицу» Шпицбергена. Всего 4 часа – и мы на месте старта круиза.

 

 

 

 Под этот тур мы фрахтуем лайнер Nordstjernen с очень интересной историей. Судно 1956 года постройки, можно назвать его ретро-кораблем, кораблем-легендой. Он долго ходил под флагом норвежской круизной компании Hurtigruten в Северной Норвегии, также в течение многих лет совершал круизы вокруг Шпицбергена. Трижды были капитальные ремонты, сегодня это современное судно с новым двигателем.

 

 Последний капремонт в 2013 году был одновременно реставрацией, в ходе которой все внутренние интерьеры возвращены к эпохе 60-х годов. В настоящий момент Nordstjernen – официально зарегистрированный объект культурного наследия Норвегии. Судно вмещает в общей сложности 137 пассажиров, но мы берем только 108 человек, это максимально комфортное количество и для пребывания на корабле, и для высадок на берег.

 

 


Команда судна интернациональная, но весь персонал, который будет работать непосредственно с группой, российский. Это люди, которые живут и работают на Шпицбергене. Норвежские гиды будут помогать в обеспечении безопасности во время высадок.

Норвежский вариант программы мы переработали, добавили дополнительные высадки, увеличили количество дней на берегу. Круизная часть маршрута пройдет во вторник-четверг, а пятница и суббота – это Баренцбург и Лонгьирбюен, усиливаем и без того насыщенную программу дополнительными экскурсиями на материке. Добавим трекинги, поездки на катерах по окрестностям Баренцбурга к различным историческим мысам.

Программа включает посещение всех жилых поселков Шпицбергена – Лонгьирбюена, Баренцбурга, Ню-Олесунна, Пирамиды, знакомство с животным миром архипелага, ледники, горы, тундра, водопады и озера. И, конечно, интересные рассказы об истории освоения Шпицбергена, его великих исследователях и путешественниках.

 

 
 

– И сколько стоит такая программа?

– Стоимость круиза получилась более чем лояльной. Место в самой простой каюте стоит 2790 евро на человека, в самой дорогой – 3990 евро. Причем в эту сумму включено абсолютно всё, в том числе и чартерный перелет Москва – Шпицберген – Москва.

 

 

 


– Звучит не очень дешево, особенно при нынешнем курсе.

– Если сравнивать с другими аналогичными программами по Арктике, то у круизных компаний начальная стоимость от 4 тыс. евро, а у нас есть каюты и по 2790, и по 3190, и по 3390. Есть ряд арктических круизов, которые длятся более 7-10 дней, а мы уложились в рабочую неделю. То есть, наши круизы компактнее, но и интенсивнее. И цена дня у нас все равно дешевле.

А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Даже если небольшая русская группа собирается на Северный полюс, все экскурсии и мероприятия на корабле тематически больше заточены под иностранцев. Мы считаем, что русские гиды – это очень важно для круиза, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза, ведь если покупаешь норвежский круиз, необходим открытый шенген.

– Это помогло? Есть спрос на ваш продукт?

– У нас, напомню, в продаже всего 108 мест, на 20 уже заключены договора. Помимо этого один из клиентов заказал сразу 20 мест. То есть пятая часть круиза уже продана, пятая под мягкой бронью. А ведь мы еще по сути с агентствами не начали работать по этой программе.

 У нас есть небольшой пул турагентств, с которыми мы хорошо сотрудничаем. Это компании, которые специализируются на трех «китах» – круизы в Арктику, приключенческие туры и поездки в Скандинавию, Северную Норвегию, Исландию, Гренландию и другие похожие объекты. Мы им предложим комиссию 10%.

 – В каком статусе вы работаете, вошли ли в реестр туроператоров?

– Центр арктического туризма «Грумант» – это структурное подразделение ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь». Мы находимся внутри треста, но с апреля стали его обособленным подразделением. В реестре присутствуем, оформили фингарантии по выездному туризму, так как на Шпицбергене работаем на территории Норвегии, хотя и в российском сегменте.

 

 


 – Насколько сейчас, в кризис, высок интерес к арктическому туризму в целом? Все же это дорогой продукт.

– Интерес к Шпицбергену не просто растет. Спрос прошедшим летом и на 2016 год оказался буквально взрывной. Зимой мы предлагаем снегоходные туры, продано уже 170 мест, притом что максимальная возможная загрузка за зимний сезон составляет примерно 250 человек. Полагаю, нынешней зимой мы достигнем 90-100% загрузки по приему российских групп. Летом предлагаем один круиз и комбинированные туры, включающие прогулки на морских моторных катерах и легкие трекинги. Вне круизных программ можем всего 240 человек принять, уже продано 80 мест, то есть 30% загрузили. По нашим ощущениям, в 2016 году мы на цифру в 500-600 человек выйдем, а это очень много для такого немассового продукта.

 – Прежде вы говорили, что Шпицберген принимает 70 тысяч туристов в год. На этом фоне российские цифры невелики.

– Да, 70 тысяч – если считать с короткими турами. В том числе два российских поселка Баренцбург и Пирамида принимают 25 тыс. туристов со всего мира на программы от нескольких часов до нескольких дней. На длинные программы у норвежцев приезжает тысяч 20 человек в год.

 

 

 – Как на вас отражается ситуация на рынке выездного туризма? Работает ли в вашу пользу активная пропаганда внутреннего туризма, которую ведет государство?

– Конечно, у Арктики отдельная целевая аудитория. Но в целом вся чехарда на рынке – проблемы с выездом, поворот в сторону внутреннего туризма – играет нам на руку. На этом фоне Арктика воспринимается как уголок спокойствия и стабильности.

 Второй момент – мы держим цены в рублях (на круиз – в евро, так как завязаны на фрахт), и они заморожены на три года, с 2014 по 2016. Если делить зафиксированные в рублях цены их на сегодняшний курс евро, они получаются для Арктики смешные. Люди, которые покупают туры, спрашивают, настоящие ли на сайте цены. В общем, так или иначе, пусть косвенно, но нынешняя ситуация на рынке работает на нас.

 


У
-  Сколько стоит самый дешевый тур на Шпицберген в 2016 году?

– От 65 тысяч рублей плюс 30-40 тысяч перелет. То есть, 100-110 тыс. рублей – самый дешевый вариант путешествия на 5 дней, куда «все включено» – проживание в отелях уровня 3*, питание, экипировка, снегоходы, гиды, экскурсии и т.п. С 2017 года будет удорожание: когда мы заходили на рынок, курс норвежской кроны был 5,5 рублей, а сейчас 8. Это не значит, что мы поднимем цены в 1,5 раза, но какое-то повышение сделаем.

 Архипелаг Шпицберген в Северном ледовитом океане – территория королевства Норвегия, но россияне и норвежцы имеют равные права на освоение этой земли. За Россией также закреплен безвизовый въезд. На Шпицбергене есть несколько поселений, самое большое – столица Лонгьир на 2,5 тысячи человек. Два самых известных российских поселка – Баренцбург на 400-450 человек и Пирамида. 

Печатное издание