14.09.2011 11:38

СКФ работает с прибылью

Автор:


ОАО «Совкомфлот» представило итоги финансово-хозяйственной деятельности в первом полугодии 2011 года.


По данным консолидированной финансовой отчетности ОАО «Совкомфлот» на 30 июня 2011 года валовая выручка компании составила $732.6 млн, тайм-чартерный эквивалент - $484.2 млн, показатель EBITDA - $262.8 млн, чистая прибыль - $64.2 млн.

Комментируя результаты работы акционерного общества в первом полугодии 2011 года, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил: «По итогам работы в первом полугодии 2011 года ОАО «Совкомфлот» - практически единственная танкерная компания в мире, которая завершила отчётный период с прибылью, несмотря на продолжающуюся стагнацию на мировых фрахтовых рынках. В первой половине 2011 года на рынке танкерных перевозок не произошло оживления, по-прежнему наблюдался переизбыток тоннажа и большое количество новостроев, уровень ставок спотового и тайм-чартерного рынков оставался низким. Но и в этих условиях нашей компании удалось продемонстрировать высокую устойчивость к кризисным явлениям. Это стало возможным отчасти благодаря снижению нашего участия в спотовых перевозках. В полном соответствии со «Стратегией развития Общества» компания активно развивала приоритетные для себя направления деятельности – участие в обслуживании крупных российских оффшорных индустриальных проектов, специализированных перевозках энергоресурсов, таких, как оперирование газовозами СПГ и челночными танкерами. Мы признательны нашим акционерам за оказанную поддержку, благодаря которой мы смогли реализовать эти планы. Мы благодарны своим клиентам во всём мире, а также профессиональной и самоотверженной команде СКФ – опытному плавсоставу и береговому персоналу».

Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора, отвечающий за развитие бизнеса и коммерческие проекты, заявил: «СКФ сохраняет сильные позиции в сфере интегрированных морских перевозок энергоресурсов. В центре нашего внимания остаются направления, наиболее востребованные российскими экспортёрами энергоносителей. Уделяя большое внимание инновациям и новым технологиям, мы постоянно расширяем сферу деятельности и открываем для себя новые возможности: в июне этого года группа СКФ выиграла тендер компании «GazpromGlobal LNG» на поставку двух ультрасовременных газовозов-СПГ. С приобретением у группы PRISCO шести танкеров-«Афрамаксов» мы консолидировали транспортную составляющую действующих сахалинских проектов. Мы планируем дальнейшее расширение нашего участия в сложных индустриальных энергетических проектах по освоению месторождений на континентальном шельфе, и для  этих целей заказали строительство двух современных судов-снабженцев буровых платформ, которые будут работать по долгосрочному контракту, подписанному с компанией ExxonNeftegas».

Сергей Поправко, первый заместитель генерального директора, отвечающий за технический менеджмент и инновации, подчеркнул: «При планировании каждого проекта мы применяем индивидуальный подход, предлагая клиентам – крупнейшим мировым нефтегазовым компаниям – оптимальные решения для обеспечения их потребностей. Мы продолжаем поддерживать и укреплять лидерские позиции в сфере технического менеджмента судов, работающих в сложных ледовых условиях, и тщательно контролируем качество предоставляемых услуг. Приобретенные у группы Prisco в первом полугодии 2011 челночные нефтеналивные танкеры ледового класса полностью перешли под техническое управление группы СКФ. Стремясь быть ближе к клиентам и удовлетворять растущие потребности клиентов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, мы открыли офис в Сингапуре, обеспечивающий технический менеджмент судов. Приоритетом для всей деятельности СКФ является обеспечение безопасных транспортировок энергоресурсов. В силу сложных задач, стоящих перед нашими судами – работа в суровых арктических и субарктических морях, – мы открыли научно-исследовательский и инженерный центр в Санкт-Петербурге».

Николай Колесников, первый заместитель генерального директора, финансовый директор компании, отметил: «Совкомфлот продолжает движение в сторону сервисов с более высокой добавленной стоимостью и наращивает свой портфель фиксированных заказов. Доходы по будущим контрактам увеличились до $5.5 млн  по состоянию на 30 июня 2011 года. Доля транспортировок СПГ и сегмента обслуживания оффшорных проектов, которые составляют основу стратегии развития компании, в общей операционной прибыли группы увеличилась до 35% (с 25% в конце первого полугодия 2010).  Как компания с инвестиционным кредитным рейтингом, СКФ продолжила поддерживать доступ к капиталу».

В материалах компании,  относящихся к отчетному периоду, представлены следующие данные.


Рост  общих доходов  составил +8% по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года.

Доходы в тайм-чартерном эквиваленте уменьшились  на 2.44% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Несмотря на негативную рыночную конъюнктуру, СКФ отразил чистую прибыль в размере $64.2 млн.

Флот компании пополнился 11-ю собственными и зафрахтованными судами общим дедвейтом более 1.1 млн. тонн.

С приобретением челночных танкеров класса «Афрамакс» (ледовый класс 1B) у группы PRISCO произошла консолидация рыночной позиции компании и расширение участия группы СКФ в обслуживании крупных энергетических проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»

СКФ победил в тендере компании Gazprom Global LNG на долгосрочную аренду (15 лет) двух современных судов-газовозов ледового класса типоразмера «Атлантик-Макс» (170.000 куб. м), что позволило расширить участие группы СКФ в перевозках СПГ, одного из приоритетных направлений стратегии развития компании.

СКФ осуществил перевозку танкером типа «Афрамакс» Primorsky Prospect первой партии груза с нового российского терминала «Роснефтьбункер» в порту Усть-Луга (Ленинградская область).

Агентство Standard&Poor’s присвоило кредитные рейтинги инвестиционного уровня BBB- (ruAAA) с прогнозом «стабильный».


Деятельность по сегментам


Нефтяные танкеры

Доходы от этого сегмента деятельности в первом полугодии составили 45,4% в тайм-чартерном эквиваленте. За отчётный период группа СКФ приняла в эксплуатацию  два новых танкера: класса «Суэцмакс» Leonid Loza – 156.572 тонн ДВТ, и класса «Афрамакс» ледового класса 1BSuvorovskyProspekt.

На данный момент в судостроительной программе группы компаний 6 нефтяных танкеров, среди которых два танкера VLCC (Very Large Crude Carriers), заказанные в первом квартале 2011 по контракту с компанией PetroChina. Дедвейт каждого судна – 320 тыс. тонн.

Танкеры-продуктовозы

Этот сегмент деятельности принёс в первом полугодии 2011 года более четверти прибыли компании в тайм-чартерном эквиваленте. Группа компаний продолжала наращивать потенциал в сегменте танкеров типоразмера LR1: были приняты в эксплуатацию три танкера данного класса – SCFPioneer, SCFProvider и SCFPrime. Суда приобретены в рамках совместного предприятия с компанией Glencore, доля участия СКФ в котором составляет 51%.

31 января 2011 года танкер SCF Neva cовершил пробную погрузку с нового нефтеналивного терминала в порту Усть-Луга (Ленинградская область). Позже танкер Primorsky Prospekt первым осуществил регулярную отгрузку из этого порта.

Газовозы

Газовый флот СПГ принёс более 10% доходов компании в первом полугодии 2011 года по тайм-чартерному эквиваленту. Результаты деятельности компании в данном сегменте отражают более позитивную динамику развития глобального рынка СПГ. Морские перевозки СПГ представляют развивающееся направление группы компаний Совкомфлот и являются одной из ключевых составляющих стратегии развития. В феврале 2011 года Совкомфлот принял участие в тендере дочернего предприятия ОАО «Газпром» - GazpromGlobalLNG на поставку двух ультрасовременных газовозов СПГ по долгосрочным соглашениям (15 лет). По результатам тендера компания была объявлена победителем. Каждое заказанное судно имеет грузоподъемность ок. 170.000 куб. м и усиленный ледовый класс Ice 2. Приёмка судов намечена на 2013-14 гг.

Обслуживание шельфовых месторождений (Оффшор)

Работа в сегменте обслуживания шельфовых месторождений отмечена положительной динамикой в первом полугодии 2011 года. Прибыль от оффшорного сегмента составила 18.4% в структуре доходов компании (тайм-чартерный эквивалент), доходы возросли на 59.1% (TЧЭ).

В первом полугодии 2011 года СКФ приобрел 6 танкеров-снабженцев ледового класса 1С у группы PRISCO общим дедвейтом около 622.000 тонн. Покупка танкеров значительно расширила долю участия СКФ в обслуживании российских нефтяных проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В конце первого квартала 2011 года группа СКФ заказала два новых многофункциональных судна ледового класса Ice-10, которые должны начать работу на одном из сахалинских проектов по контракту с компанией ExxonNeftegas. Приёмка судов ожидается в 2013 году.

Флот

По данным на 30 июня 2011 года в состав флота компании входили 157 судов суммарным дедвейтом около 11.7 млн тонн. Средний возраст танкерного флота составил 6.6 лет при среднемировом показателе 11 лет.

Портфель заказов на 30 июня 2011 года составлял 17 судов общим дедвейтом около 1.8 млн тонн и включал два VLCC танкера, продуктовоз LR1, шесть танкеров «Афрамакс» (четыре нефтяных и два нефтепродуктовых), два многофункциональных ледокольных судна снабжения и четыре балкера типа «Панамакс», а также два газовоза СПГ, приёмка которых намечена на февраль 2012 и май 2014. Судостроительная программа ОАО «Совкомфлот» полностью профинансирована за счёт собственных и привлечённых средств.

Компания является одним из крупнейших судовладельцев в мире по общему дедвейту танкерного флота, в  сегменте танкеров-продуктовозов занимает первое место по дедвейту судов типа «Афрамакс» и третье – по дедвейту танкеров типа «Суэцмакс».

Подробный список судов можно посмотреть на сайте группы компаний Совкомфлот: www.scf-group.ru

Финансовое положение

Группа продолжает придерживаться консервативной финансовой политики и получает основную часть доходов от долгосрочных контрактов, заключённых с клиентами из разряда «голубых фишек» - мировых компаний первого дивизиона. На конец первого полугодия 2011 года общий размер доходов по заключенным на будущее контрактам превысил $5.5 млрд.

Стратегия развития компании, одобренная Советом директоров, предусматривает твёрдое вхождение в премиальные и перспективные сегменты деятельности, такие, как обслуживание оффшорных месторождений. В течение первого полугодия 2011 года доходы от этих операций компенсировали результат стагнации на рынке конвенциональных перевозок, динамика развития которого по прежнему остаётся низкой. Также в отчетном периоде был обеспечен прирост чистых активов на 4% до $3.15 млрд.

Общая стоимость судостроительной программы СКФ, состоящей из 17 новых судов, на 30 июня 2011 года составила $1.3739 млрд. Из них $266.7 млн были выплачены к концу первого полугодия 2011.

В июне 2011 года Группа СКФ была объявлена победителем премии «Сделка года-2010» по версии издания Marine money в номинации «Публичное долговое размещение в Европе» - за размещение 7-летних еврооблигаций ОАО «Совкомфлот» в октябре 2010 г. на сумму $800 млн. Спрос на ценные бумаги российской компании позволил увеличить объём выпуска и добиться самой низкой в истории ставки купона для семилетней еврооблигации российского эмитента.

В течение шести месяцев 2011 года акционерам были выплачены дивиденды в размере 0.51 руб за акцию, общая сумма дивидендов составила 1 млрд. руб. ($35.6 млн).

16 июня 2011 года международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s присвоило ОАО "Совкомфлот" долгосрочный кредитный рейтинг инвестиционного уровня «BBB-» Прогноз  "стабильный". За отчётный период группа сохранила рейтинги агентств Moody’s (Baa3) и Fitch (BBB-) также со стабильными прогнозами.


Корпоративное управление


28 марта 2011 года был произведён делистинг привилегированных акций ОАО «Новошип» из Российской торговой системы, что стало подтверждением успешного завершения консолидации двух компаний, начавшейся в декабре 2007. Доля Совкомфлота в уставном капитале ОАО «Новошип» возросла до 87% (98% простых акций).

Прогноз на 2011 год


Совкомфлот сохраняет консервативные оценки развития ситуации на фрахтовых рынках на текущий и начало следующего года. Аналитики компании  полагают, что сложная ситуация на фрахтовом рынке сохранится в течение всего 2011 года, а положительная динамика наступит не ранее 2012-го. Это обусловлено избытком тоннажа, а также большим количеством новостроев, приёмка которых запланирована на 2011 и 2012 годы.

Группа компаний Совкомфлот не видит каких-либо новых, фундаментальных для танкерной отрасли причин кризисного состояния рынков. Отрасль отличается значительной волатильностью, спекулятивностью и сильной фрагментированностью. Танкерный рынок традиционно характеризуется присутствием большого количества игроков, главным образом, мелких судовладельцев, а также нестабильностью в поступлениях нового тоннажа и низкой дисциплиной предложения.

В этих условиях залогом жизнеспособности Совкомфлот считает ориентацию на российскую грузовую базу, участие в крупных индустриальных энергетических проектах, а также работу по долгосрочным контрактам с ключевыми клиентами, что предусмотрено действующей стратегией развития.


Печатное издание