Автор: Елена Ткачева
Капитан – главный человек на борту: он отвечает и за судно, и за экипаж, и за перевозимый груз. Не все молодые специалисты готовы принять такую ответственность, да и многие судоходные компании настороженно относятся к штурманам без многолетнего опыта за плечами. В этом смысле подход ОАО «Донречфлот» - скорее исключение из правил, что подтверждает история капитана МБ «Прибой» Сергея Андреевича Ткачева.
Сергей Андреевич – продолжатель флотской династии. С детства привык к речным плаваниям: его отец, Андрей Петрович, был капитаном, а мать, Наталья Семеновна, работала шеф-поваром на пассажирском теплоходе «Юрий Никулин».
Правда, связать свой профессиональный путь с флотом он решился не сразу. Поступил в Ростовское ракетное училище, но что-то не сложилось.
«Выбор был - или в армию идти, или на флот поступать. Вот и пошел в Ростовское речное училище на судоводительское отделение», - вспоминает Сергей Андреевич.
Примечательно, что на первую же практику в 2002 году он пришел в судоходную компанию «Донречфлот»: два месяца учился на теплоходе «Спасск».
Через год, в 2003, был направлен уже матросом на «МБ‑1211», который впоследствии получил имя «Капитан Рыбалко». А затем ушел к отцу на пассажирский флот.
Потом были два года службы в армии, в 71-м отдельном полку радиоэлектронной борьбы в Ростовской области, и новое возращение в профессию.
Один контракт отработал третьим штурманом, и уже вторым помощником капитана пришел в Северо-Западное пароходство. На «МБ‑1209» в пароходстве вырос до капитана.
«Работая в Северо-Западном пароходстве, в 2012 году я получил диплом капитана, но капитаном там не работал,- подчеркивает Сергей Ткачев. – Проработал еще год в этом пароходстве, но как капитана меня не восприняли, сказали, что слишком молодой». Поэтому Сергей Андреевич устроился в ООО «Транспетрочарт», где совмещал должности старшего помощника и капитана на буксирах «ОТ‑2077» и «ОТ‑2042».
В 2015 году Сергей Ткачев наконец вернулся в компанию, где начал свою флотскую карьеру.
«Почему я пришел в эту компанию? Потому что здесь берут молодых капитанов. Сказал, что хочу работать. Поначалу звали на подмены штатных капитанов»,- рассказывает Сергей Андреевич. В январе этого года он уже как постоянный капитан принял МБ «Прибой», провел средний ремонт судна в порту Измаил и 22 апреля вышел в первый рейс.
Буксир осуществляет транспортировку барж на линии «Ростов-на-Дону – порт Кавказ». Возили уголь и серу, а в июле пришли в Аксайский филиал ОАО «Донречфлот» для зачистки баржи под зерновые.
На буксирах типа «МБ» - своя специфика работы, особые маневры: нет автосцепов, как на судах типа «ОТ» и «ОТА». Чтобы взять баржу, «Прибой» подходит к ней вплотную, упирается носовой частью, матросы заводят «усы» - тросы – на корму и зацепляют вручную, превращая буксир и баржу в единое целое. Так осуществляется транспортировка по реке. При выходе в море баржу ведут методом буксирования. И такая «чехарда» может происходить и днем, и ночью… Так что, авралы у команды постоянные.
«Специфика работы очень своеобразная. Чтобы вырасти на таком буксире до капитана, нужно с третьего штурмана специализироваться на этом типе судов, - поясняет начальник отдела кадров внутреннего флота ДРФ Александр Ковалев.- У буксира с баржей общая длина получается 150 м - в среднем на 10 м длиннее «Волго-Дона», в зависимости от проекта. К тому же, в шторм качает, как неваляшку! Даже опытные капитаны, много лет проработавшие на «Волго-Донах», неохотно соглашаются работать на «МБ». А вот после буксира, как признаются капитаны, на «Волго-Доне» работать легко, как на велосипеде ездить!».
Сергей Ткачев свой выбор объясняет просто: «Я на первую практику пришел на буксир, и понравился проект судна». Когда-то капитан «МБ Прибой» думал о работе в море, на загранфлоте, но после изучаемого в школе немецкого английский язык шел тяжело. «Сейчас и не хочется на загранке работать. Вообще бы только по реке и ходил,- улыбается Сергей Андреевич.- Мне нравится постоянная смена обстановки. Утром просыпаешься на вахту, тихо, только птички поют, зелень кругом… Жизнь идет! А в море что? Только вода кругом».
У капитана «Прибоя» был в жизни и период работы на берегу. «И воду развозил, и в охране работал… Но понял, что это не мое. Привык уже к флоту»,- признается он. На берегу подрастают сыновья, но с семьей Ткачев проводит максимум два месяца в году, благо, что супруга привыкла к такому режиму.
- Сложно быть молодым капитаном?
- Да нет, та же работа, что и у старпома. Единственное – ответственности больше. Команда у нас сплоченная. В экипаже не имеет значения, сколько лет капитану. Все выполняют распоряжения на 100%, делают свою работу.
Многие члены экипажа на «МБ Прибой» работают уже давно. Например, старший механик Николай Григорьевич Глазко трудится на буксире с 2007 года. Интересно, что он учился в Ростовском речном училище вместе с отцом капитана «МБ Прибой» Андреем Петровичем Ткачевым, а теперь работает уже с его сыном. «Вместе ремонт прошли, сработались быстро»,- говорит капитан. Старшего помощника Сергея Геннадьевича Куприка Сергей Андреевич сам позвал работать на буксир: когда-то на подменах вместе работали, познакомились. Работой второго помощника капитана Дмитрия Русого, второго механика Максима Зевахина, электромеханика Алексея Мешкова, боцмана Алексея Недайводина, моториста Олега Русанова капитан тоже доволен.
Повар Рита Васильевна Пигарева – новый член экипажа, только в июле пополнила команду. Раньше она работала на берегу, а потом прошла практику на другом теплоходе ОАО «Донречфлот»- «М. Андрееве», получила хорошие рекомендации. В кадровой дирекции судоходной компании шутят, что ее направление на «МБ Прибой» - подарок речникам в честь Дня работников морского и речного флота.
Одновременно на буксире проходят штатную практику два курсанта Института водного транспорта им. Г.Я. Седова - Сергей Игнатенко и Михаил Рудько и Кирилл Сокач из Ростовского колледжа водного транспорта. Молодым поколением речников капитан Ткачев доволен: «Хорошие, послушные ребята. Выполняют все задания. Нарекания? Были бы нарекания, уже бы давно домой поехали».
Сергей Андреевич в меру строг, а иначе, какой порядок будет на борту? На вопрос «Что главное в управлении людьми?» отвечает весьма категорично: «Не показывать слабину. Чтобы люди слушались, не нужно жалеть их. За нарушение дисциплины – не просто ругать, но и наказывать материально или даже списывать с судна».
Такая политика, хотя и может показаться чрезмерно строгой, но дает свои плоды: «МБ Прибой» работает безаварийно, выполняя нормативы времени. В судоходной компании «Донречфлот» ответственным отношением капитана к работе довольны и ни разу не пожалели о том, что доверили управление буксиром молодому штурману. «Напротив, - объясняет Александр Ковалев,- мы рады молодым специалистам и готовы способствовать их продвижению по карьерной лестнице. Тем более, что практика показывает, что у этого подхода есть долгосрочные перспективы».
Справка:
Теплоход «МБ Прибой»- буксир-толкач класса МБ смешанного «река-море» плавания, предназначен для транспортировки барж. Валовая вместимость составляет 757 тонн, длина судна- 51,12 м, ширина- 10,4 м. Теплоход оснащен двумя силовыми установками мощностью 700 л. с. каждая. Максимальная скорость- 6 узлов при дедвейте 4–5 тыс. тонн. Судовладелец - ОАО «Донречфлот». Буксир перевозит серу, уголь и зерновые из Ростова-на-Дону в порт Кавказ.
Печатное издание