Автор: Ирина Сафронова, специально для RATA-news, фото Ирины Тюриной, RATA-news
Архипелаг Шпицберген в Баренцевом море – уникальная территория, которая де-юре принадлежит Норвегии. Но Россия и Норвегия имеют равные права вести там хозяйственную деятельность, как и еще более 40 стран, подписавших договор о Шпицбергене. У России два «живых» поселка – Баренцбург и Пирамида. В 2012 году государственный трест «Арктикуголь» начал системное развитие туризма в российских поселках на архипелаге. В 2014 году было создано обособленное структурное подразделение – Центр арктического туризма «Грумант».
За зимний и летний сезоны 2016 года на архипелаге Шпицберген побывало 600 российских туристов. Это втрое больше, чем годом раньше, и в шесть раз больше, чем в 2014 году. О том, каким образом стал возможен столь успешный для такого экзотического направления результат, RATA-news рассказал руководитель Центра арктического туризма «Грумант» Тимофей Рогожин.
- Тимофей, как вы оцениваете прошедший сезон?
- Сезон у нас очень удачный. Я был в начале сентября на двух воркшопах Innovation Norway в Москве и Петербурге. И если коллеги удручены провальным летом в Скандинавии, у нас ситуация обратная. Мы зимой и летом в 6-8-дневных турах приняли 600 россиян. В прошлом году – 200, а в 2014 – 100. Вроде бы 600 – немного, но если это перемножить на цену путевки, получается, что на российском рынке на Шпицбергене произошел прорыв. Наши коллеги на норвежской части архипелага в полном удивлении от того, сколько россиян и русской речи было в этом году.
На уже упомянутых воркшопах мы заметили, что спрос на наш продукт выше, чем на норвежские программы, так как у нас рублевые фиксированные цены и русскоязычное обслуживание, плюс это новое направление. После этих рабочих встреч поняли, что нужен рекламный тур. На наше предложение откликнулись 11 турагентств из Москвы и Петербурга. В основном, те, кто занимается Скандинавией, но были и такие, кто предлагает приключенческие туры или продукт класса люкс.
Тур прошел 14-19 сентября, мы сжали до шести дней стандартный восьмидневный маршрут. Показали летний продукт – логистику, размещение, питание и основной пакет экскурсий. Провели два семинара по продажам зимних и летних туров. И, помимо всех экскурсий – морских, пеших трекинговых и исторических, мы сделали акцент на инфраструктуру, кухню, показали практически всех гидов. Все остались под впечатлением и уехали с мыслью, что продукт хорошо скомпонован и может быть востребован на рынках двух столиц.
- Кто ваш клиент?
- Очень разная целевая аудитория у нас. Мне казалось, что из России поедут люди, увлеченные приключенческим туризмом и Арктикой, но приезжают многие, кому нравятся Норвегия или в целом Скандинавия, кто побывал в Исландии, Гренландии, на Фарерских островах и открывают последовательно северные арктические архипелаги. Мы на это ставку не делали, но она сыграла. Люди искали в поисковике туры в Норвегию и находили Шпицберген, который оказывался дешевле, с интересной программой и без языкового барьера, потому что наши гиды работают на русском. Народ на это клюнул.
Интересно, что прямые продажи возвратным клиентам и через соцсети составили лишь 30%, а 70% реализовали турагентства. Все они отмечают, что наше предложение на рынке очень востребовано с учетом соотношения цены и качества, а также фиксированной цены в рублях.
- Вы считаете, Шпицберген действительно может заменить Норвегию?
- Если он чем-то и отличается, то в лучшую сторону. В континентальной Норвегии нет ледников и белых мишек. А в остальном – море, горы, фьорды – все схоже, и при этом достаточно хороший уровень сервиса. Даже искушенные люди, которые бывали, например, в Исландии и думали, что их сложно чем-то удивить, говорили, что Шпицберген их поразил и покорил, что это что-то совсем другое. Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его «доступной Арктикой». И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка. А Север Аляски или та же Гренландия значительно выше по цене.
- Будут ли меняться цены на ваши туры?
- До 2016 года пакет, включающий все, кроме перелета, стоил 99 тыс. рублей на человека. , в 2017 году цена вырастет до 119 тыс. на человека. Билет Москва – Осло – Шпицберген на следующее лето можно купить за 20 тыс. рублей, а средний тариф составляет 30-40 тыс. Еще один вариант тура будет продаваться за 129 тыс. рублей, он предназначен аудитории, которая в меньшей степени готова к адреналину, приключениям, открытым катерам, продолжительным трекинговым маршрутам: рассчитан на тех, кто хочет поехать с детьми, передвигаться между поселками на прогулочных кораблях, не напрягаться. Мы три года не поднимали цены, сохраняя их на уровне 99 тыс. рублей независимо от курса. И сейчас, после повышения, планируем сохранить эту цену на 2-3 года.
- За счет чего вы удерживаете рублевые цены в условиях высокой инфляции?
- Иностранные туристы платят в евро и норвежских кронах, и мы можем себе позволить на российском рынке цены в рублях держать пониже. Хотим подстегнуть спрос и нарастить объемы. Одна из участниц нашего инфотура, директор агентства Pro Adventure, сравнила цены на аналогичные предложения в Карелии, на Камчатке, Байкале и сказала, что наши маршруты даже дешевле.
- Иностранные туристы интересуются вашим продуктом?
- Параллельно с российским растет турпоток из Европы и Скандинавии. Но здесь мы выступаем как исполнители услуг – предоставляем экскурсионное обслуживание, гостиницы, питание или транспортные услуги. В двух поселках – Баренцбург и Пирамида – в этом году мы обслужили около 30 тыс. человек по предварительной статистике. В прошлом году было 26 тысяч, на следующий год наша задача – принять 40 тысяч. А дальше хотим, чтобы все, кто приезжает, проходили через нас. Напомню, что всего Шпицберген посещает около 70 тыс. туристов в год.
- Ваших норвежских коллег не смущает, что вы отбираете у них туристов?
- Столица Шпицбергена, норвежский город Лонгьирбюен – это транспортный хаб. Все корабли туда заходят, там находится аэропорт. То есть мы у них можем отобрать часть ночевок и услуг, но не туристов. Наоборот, они довольны: расширение спектра услуг в наших поселках делает Шпицберген более привлекательным. У самого Лонгьирбюена нет такого разнообразия возможностей. Чем больше развиваемся мы, тем больше можно привлечь туристов. Кроме того, многодневные туры с ночевками в российских поселках получаются дешевле. Это очень важно, так как норвежский продукт на Шпицбергене очень дорогой.
- С начала этого года вы рекламировали собственный круиз вокруг Шпицбергена на судне Nordstjernen. Вам удалось реализовать этот проект?
- Да, круиз состоялся и получился интереснее, чем аналогичный норвежский маршрут. Есть компания Spitsbergen Travel, которая за лето выполняет 25 круизов на 3-4 дня вдоль западного побережья острова. Мы выкупили судно в четырехдневный фрахт, переделали логистику, дополнили объекты показа, добавили два дня в Баренцбурге и день в Лангире, взяли своих гидов. Сделали динамичный и нестандартный маршрут. Также мы считаем, что нашим преимуществом была цена. Самая дорогая каюта – 3990 евро, самая экономная – 2790. Для арктических круизов это недорого, так они продаются от 4 тысяч евро, а есть по 6-7 тысяч и выше. Цель была – набрать 108 человек, из которых 80 коммерческих туристов, чтобы получился бизнес. В итоге набрали около 40.
- Почему? Все-таки оказалось слишком дорого?
- Вопрос не в этом, Арктика в целом дорогая. Дело в том, что в России не сформирована целевая аудитория туристов, которым интересны экспедиционные круизы. Большинство выбирают или круизы по теплым морям, или, если Арктика, то на судах другого типа. У нас было простое судно, и более удобные каюты выкупили быстрее. Плюсом круиза, помимо насыщенной программы, был прямой чартерный рейс из Москвы. Мы рассчитывали на российскую «невыездную» аудиторию, так как виза на Шпицберген не нужна. Но этих клиентов интересовало, будут ли ставить штампы о выезде-въезде в паспорте. А штампы ставят. Ведь чартер прибывает в норвежский аэропорт Лонгьирбюен, соответственно пассажиры в «Домодедово» проходят паспортный контроль. Именно из-за этого отказались от покупки круиза многие сотрудники силовых ведомств, которые к нам обращались.
Результат, с одной стороны, нас огорчил. А с другой – прежде не было ни одного арктического круиза с русской группой такой численности. Обычно россияне единично присоединяются к иностранным группам. Есть ощущение, что мы опередили российский рынок. Поэтому в 2017 году не будем повторять эту программу, но, возможно, сделаем в 2018.
- Откуда вы берете деньги на развитие туризма на Шпицбергене?
- Были дотационные деньги, которые предназначались для содержания Баренцбурга и добычи угля. Из них не дотировались туристические проекты, но постепенно развивалась сама по себе инфраструктура поселка Баренцбург. С 2016 мы работаем только на собственные оборотные средства от туризма. Относительно предыдущего года выручка от туризма выросла в два раза, относительно 2014 года – в четыре. Доля выручки от российских туристов в общем обороте в этом году составила 35%, притом что два года назад была не более 5%.
Все деньги, которые мы зарабатываем, реинвестируются в развитие туризма. Расходная часть: коммунальные платежи, продукты питания, топливо, фонд зарплаты, налоги. Все остальное уходит на развитие отелей, технического парка – снегоходы, каяки, велосипеды, в запуск новых объектов туристической инфраструктуры, в том числе, в поселке Пирамида. Там на следующий год появятся культурно-спортивный центр, новый сувенирный магазин, бар, зимой завершим реконструкцию отеля.
- Интересно, как происходит снабжение российской части архипелага продовольствием?
- Контейнеры с продовольствием приходят из Германии раз в пять-шесть недель. Скоропортящиеся молочные, сыр, колбаса частично летят из России чартерами, но редко, раз в два месяца. Раз в год завозят кораблем через Мурманск продукты длительного хранения. Рыба у нас своя, заготавливаем ее осенью. По спиннинговой рыбалке на архипелаге нет ограничений, за три часа можно добыть до 400 кг рыбы. В прошлом году в своих ресторанах мы сделали пробную заготовку и кормили туристов рыбой до мая. В этом году планируем увеличить запасы, чтобы хватило до лета. Кстати, мы предлагаем пятидневные рыболовные туры, причем рыба у нас крупнее, чем в северной Норвегии. Средний размер – 5-6 кг, бывают и по 15 кг. Стоимость тура для рыбаков «все включено» – 75 тыс. рублей.
Печатное издание