Автор:
- Транспортный комплекс должен существенно измениться. В разы повысить свою техническую оснащённость, свою эффективность, стать в полном смысле успешной и конкурентоспособной отраслью экономики с высокооплачиваемыми, престижными рабочими местами. Нам действительно предстоит осуществить настоящий инфраструктурный, транспортный прорыв. Отдельных, изолированных проектов для современной России уже недостаточно
Из-за развала Советского Союза мы практически потеряли все наши основные морские порты, во всяком случае, на северо-западе – то, куда весь Союз вкладывал огромные средства, оказалось за пределами России. В своё время максимальная перевалка грузов во всех морских портах СССР составляла 403 млн тонн в год. Хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство: уже в прошлом году грузооборот портов, собственно, России составил 526 млн тонн. Мы фактически отстроили эту инфраструктуру заново. Заново сделали очень много на северо-западе, Дальнем Востоке, на Чёрном море и Каспии, а к 2015 году мы увеличим мощность российских портов ещё в 1,5 раза. К 2015 году объём грузов предполагается нарастить до 770 млн тонн перевалки в наших портах.
Одновременно будем строить большой торговый флот, укреплять судоремонтную базу, восстанавливать и прокладывать новые маршруты. Буквально несколько дней назад Совет Федерации одобрил федеральный закон о поддержке судоходства и судостроения. Он даёт существенные налоговые и иные льготы в сфере производства судов на отечественных верфях и деятельности судоходных компаний под российским флагом. За ближайшие 10 лет на развитие судоходства из федеральных источников планируется выделить не менее 400 млрд рублей.
Отдельно остановлюсь на возрождении Северного морского пути. Нет никаких сомнений в том, что он сможет составить конкуренцию традиционным торговым путям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству. Я уже об этом говорил, а специалисты знают: в связи с изменением климата время его использования в году увеличивается, и он становится весьма рентабельным. Уже в следующем году создаётся Администрация Севморпути, которая будет координировать все вопросы его работы, а также запускается программа строительства линейных ледоколов.
Одновременно максимально будем использовать и потенциал внутренних вод. Здесь у нас очень много проблем накопилось за последние годы. Что планируется сделать? До 2018 года планируется модернизировать Беломоро-Балтийский и Волго-Балтийский каналы, также обновить инфраструктуру Волжского водного пути, включая Волго-Донской канал. Конечно же, не обойтись и без коренной модернизации аэропортной сети. Ещё не так давно, в 2002 году, на развитие инфраструктуры аэропортов федеральный бюджет тратил 1 млрд рублей, в 2011 году эти расходы составили уже 41 млрд рублей.
(Из выступления на пленарном заседании Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске)