Автор:
В последнее время проблема безопасности судоходства особенно остро стоит для судов речного и смешанного река-море плавания на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации. Случаи аварий судов на ВВП только за 2010-1011 годы подтверждают недостаточность использования новых технологий, обеспечивающих безопасность судоходства. Актуальность этого вопроса возрастает в связи с ожидаемым открытием ВВП России для прохода судов под иностранным флагом, считает молодой ученый.
Для обеспечения автоматической системы управления движением судов (АСУДС) на ВВП Минтранс России определил, что в состав средств навигационного оборудования большинства пассажирских и перевозящих опасные грузы речных судов должна быть включена аппаратура ГЛОНАСС, АИС и СОЭНКИ.
Речь идет, в частности, о приемоиндикаторах глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС или ГЛОНАСС GPS с возможностью приёма дифференциальных поправок, судовых транспондерах автоматической информационной системы (АИС) и системе отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ). Причем установить эту аппаратуру необходимо «не позднее даты первого освидетельствования судна органом классификации после 1 июля 2012 года, но не позднее 31 декабря 2013 года».
Высокая стоимость аппаратуры СОЭНКИ и широкий разброс речных судов по водоизмещению накладывают существенные ограничения на оснащение такой аппаратурой малотоннажных судов. В этой связи, расчетные и практические (натурные) исследования спутниковой навигационной системы и их функциональных дополнений на ВВП в работе О.В. Солякова показали обоснованную необходимость использования путевых точек в приемниках навигационной аппаратуры потребителя (НАП) ГНСС ((Д)ГЛОНАСС/(D)GPS) в автоматическом режиме АСУДС. Разработанная автором методика расчета набора путевых точек с учетом применения высокоточного радионавигационного поля позволяет судоводителю как в ручном, так и в автоматическом режимах, обеспечить безопасный проход судна на ВВП.
Более того, для поддержания и обеспечения безопасности на водном транспорте в АСУДС на ВВП РФ требуется оптимизация состава технических средств судовождения на базе концептуального научного подхода.
Печатное издание