Автор: Маргарита Бабкова
Судоремонтное предприятие в Шлиссельбурге официально открылось 4 ноября 1913 года приказом Министерства путей сообщения Российской империи. Позже, 6 ноября, предприятие узаконили организационно, тогда вышло «Положение об организации, производстве работ и отчетности казенных ремонтных мастерских для судового и землечерпательного каравана Петроградского округа Путей сообщения». Именно эта дата считается официальным днем рождения Невского судостроительно-судоремонтного завода (ССЗ). Главной задачей завода стал судоремонт казенных пароходов, землечерпательных и других судов.
Руководство Северо-Западного речного пароходства (в ведомство которого уже входил Невский ССЗ) в 1952 году приняло решение об организации на заводе строительства судов. Эта дата считается началом серийного судостроения на заводе. В последующие годы на предприятии построено более 300 судов разного класса и выполнен капитальный ремонт сотен судов и двигателей.
Сегодня Невский судостроительно-судоремонтный завод — современное динамично развивающееся предприятие, способное строить сложные высокотехнологичные суда. Производственные мощности завода, модернизированные в соответствии с современными судостроительными технологиями, позволяют строить суда, отвечающие всем международным стандартам.
Курс на развитие
Завод регулярно обновляет оборудование и инфраструктуру, ремонтирует помещения и дороги на территории предприятия, закупает новое офисное оборудование, а также уделяет повышенное внимание к условиям труда.
Так, в 2009 году на заводе была введена в эксплуатацию автоматизированная линия плоских секций компании IMG Ingenieurtechnik und Maschinenbau GmbH. Изготовление секций производится поточно-позиционным методом. В 2011 году линия вышла на проектную мощность — 1 тыс. тонн готовых металлоконструкций в месяц.
С 2014-го по настоящее время на заводе производится ремонт и реконструкция слипа и слипового оборудования, в результате чего вес спускаемых теплоходов увеличился до 4,2 тыс. тонн, а их длина — до 150 м.
Значительные инвестиции были направлены на строительство нового цеха, обновление ранее построенных производственных цехов, установку дополнительного кранового оборудования, прокладку новых рельсовых путей в эллинги, обновление станочного парка и приобретение сварочного оборудования.
Все это создает благоприятные условия для развития предприятия и позволяет строить флот, отвечающий самым современным требованиям.
Флот построенный…
За последние годы на Невском заводе построена серия из четырех спасателей проекта MPSV07 (сданы в 2012 – 2015 гг). Это уникальные по своей оснащенности и техническим возможностям многофункциональные аварийно-спасательные суда ледового плавания. Заказчиком серии выступило ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» для Морспасслужбы Росморречфлота. Суда в настоящее время несут аварийно-спасательную вахту и осуществляют патрулирование в различных морских регионах, успешно выполняя поставленные задачи, в том числе и в сложных гидрометеорологических условиях.
Построена серия из десяти судов проекта RSD49 (сданы в 2012–2017 гг). Из них для Северо-Западного пароходства (Россия) было построено семь судов, для KTZ Express Shipping (Казахстан) два судна и один сухогруз для компании «Пола Райз» (Россия). Проект RSD49 по классификации, принятой в Морском инженерном бюро, относится к судам «Волго-Дон Макс» класса. Такие суда, оборудованные длинным вторым трюмом для перевозки проектных негабаритных грузов, очень востребованы на современном рынке транспортных услуг. Британское Королевское общество корабельных инженеров RINA внесло головное судно проекта RSD49, построенное на НССЗ, в список лучших судов 2012 года Significant Ships of 2012.
…и строящийся
В настоящее время на заводе ведется строительство десяти судов. Продолжается строительство серии из пяти сухогрузных судов проекта RSD59, строящихся по заказу компании «Пола Райз». Проект разработан Морским инженерным бюро.
Продолжается строительство танкера «Академик Пашин». Строительство судна осуществляется в соответствии с государственным контрактом для Министерства обороны Российской Федерации. Проект разработан ЗАО «Спецсудопроект». В настоящее время продолжаются швартовные испытания. Ведется подготовка к пусконаладочным работам уникальной системы передачи грузов на ходу.
Продолжается достройка серии из четырех многофункциональных спасательных судов-буксиров (МСС) проекта MPSV12. Строительство этих судов осуществляется для ФКУ «Дирекция Госзаказчика». Проект разработан ЗАО «Морское инженерное бюро».
В ближайших планах предприятия продолжение модернизации мощностей на основе новой техники, освоение современных технологий, а также расширение спектра выпускаемой продукции.
За годы работы предприятие построило более 300 судов разного класса и выполнило капитальный ремонт сотен судов и двигателей.
Печатное издание