21.02.2012 19:22

Время на месте

Автор: Елена Ткачева

В межнавигационный период речные и  смешанного река-море плавания суда традиционно уходят на отстой. Какие базы и на каких условиях  принимают на отстой суда в Ростовской области, рассказывает "Российское судоходство".

«Существует четыре основных критерия выбора базы для отстоя флота компании: экономический фактор, безопасность, географическое расположение, наличие ремонтной базы и репутация», - отметил технический директор судоходной компании «Донречфлот» Олег Киселев.  С учетом этих критериев были рассмотрены основные площадки для отстоя флота в Ростовской области: ООО «Усть-Донецкий судостроительно-судоремонтный завод» (УДССРЗ, входит в «Азово-Донское пароходство»), ЗАО «Азовская судоверфь», ЗАО «Судоремонтно-судостроительный завод «Обуховский», Аксайский филиал ОАО «Донречфлот»,  судоремонтный завод  «Мидель», судоремонтный завод   «Прибой»также одна ремонтно-эксплутационная база флота в Волгоградской области – Калачевский филиала ОАО «Донречфлот». 

                                                                                               

В объеме

В целом на всех предприятиях в этом году отмечается стабильный спрос на услуги межнавигационного отстоя флота.

На акватории ЗАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Обуховский» этой зимой на отстое находятся 12 судов, в то время как в межнавигационный период 2010-2011 гг. стояло всего 5. При этом максимальное количество мест, которые могут быть представлены для отстоя, равно 20. ССРЗ «Обуховский» находится на участке акватории рукава Мокрая Каланча реки дон в 5 км северо-западней города Азов. Рукава Мокрая Каланча является наиболее водоносным в дельте Дона, длина рукава составляет 22 км, средняя ширина – 180-300 м, средняя глубина – 5-10 м.

В ООО «Усть-Донецкий ССРЗ» в межнавигационный период 2011-2012 года на отстое находится 23 единицы флота, в том числе: 18 судов, принадлежащих ОАО «Донречфлот», и 5 судов других судоходных компаний. В межнавигационный период 2010-2011 гг. на отстое и ремонте находились 28 судов, в том числе 20 единиц флота ОАО «Донречфлот» и 8 плавсредств сторонних организаций. Для безопасного отстоя судов внутреннего водного транспорта грузоподъемностью от 2 тыс. тонн до 5 тыс. тонн возможно размещение до 40 единиц у причальной стенки и на акватории завода.

«Уменьшение численности судов, находящихся в нынешний межнавигационный период на отстое и ремонте в УДССРЗ, произошло в связи с более ранним закрытием речной навигации на реке Дон. Теплоходы сторонних компаний просто не получили возможности прийти на завод на межнавигационный отстой», - пояснил директор УДССРЗ Сергей Ткаченко.

В межнавигационный период 2011-2012 гг. в Аксайском филиале ОАО «Донречфлот» было поставлено на отстой 40 судов. В межнавигационный период 2010-2011 гг. - 35 судов. «Это максимальная загрузка акватории филиала, - отметил директор филиала Олег Трухан. - Рост количества судов связан с их размерами».

ЗАО «Азовская судоверфь» приняло на отстой 47 единиц флота, что соотносится с прошлогодними показателями. В пользовании предприятия находится ковш площадью акватории 16 га, где суда становятся на зимний отстой. «Есть возможность размещения порядка 50 судов смешанного река-море плавания. В этом году загрузка полная. Потребность в отстойном пункте есть, и мы вынуждены даже отказывать клиентам, потому что территориально не можем разместить все суда», - поделился исполнительный директор «Азовской судоверфи» Сергей Матюнин. Повышенный спрос на отстой флота Матюнин объясняет географическим преимуществом перед другими базами. Предприятие расположено в устье реки Дон в 7 км от Таганрогского залива. «В этом районе нет мостов, воздушных переходов, что позволяет беспрепятственно заходить флоту даже с габаритами, которые не могут пройти под мостами в Ростове-на-Дону, - пояснил собеседник «Водного транспорта». – Поэтому мы даже занимаемся демонтажом высоких частей, укладкой мачт на судах, которые идут на ремонт в Ростов-на-Дону или Аксай».

Калачевский филиала ОАО «Донречфлот» в межнавигационный период 2011-2012 гг. принял  один буксирный теплоход ОАО «Донречфлот» типа ОТА-800 с объемом среднего ремонта и капитальным ремонтом главных двигателей и 3 судна сторонних организаций на отстой. Прошлой зимой здесь был обеспечен средний ремонт двух буксиров «Донречфлота» и 4 судов сторонних организаций с отстоем и ремонтом на слипе ООО «КССЗ», где филиал производил ремонт механизмов и электрооборудования.

Важным событием в жизни Калачевского филиала стал переезд в конце 2011 года на территорию Калачевского речного порта. Здесь он арендует производственные площади для своего оборудования. На территории порта имеется причальная стенка до 350 м длиной, которая может в полной мере использоваться как отстойный пункт Калачевского филиала. К плавучему пирсу можно установить до пяти единиц буксирного транзитного флота или 3-4 единицы грузового флота.

По мнению экспертов для крупных судоремонтных заводов Мидель и Моряк  межнавигационный отстой флота является не основным видом деятельности, мощности этих предприятий сосредоточены   в основном на выполнении ремонтных работ в доке(корпусных работ, ВРК).  Они не располагают свободными причальными стенками и акваторией для оказания таких услуг, предусматривающих круглосуточную охрану и противопожарную безопасность флота. Судоремонтный завод Прибой может принять на зимний отстой до 5 судов типа Волго-Дон , но также не специализируется на данной деятельности, выполняя преимущественно доковый ремонт судов.

                                                                                                    Цена вопроса

Стоимость отстоя флота на базе ООО «Усть-Донецкий судостроительно-судоремонтный завод» (УДССРЗ, входит в «Азово-Донское пароходство») составляет 14 рублей за один погонный метр корпуса судна в сутки с учетом НДС. ЗАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Обуховский» берет 15 рублей (с учетом НДС) за один погонный метр судна, находящегося в отстое. Аналогичную плату взимает и Аксайский филиал ОАО «Донречфлот». ЗАО «Азовская судоверфь» также берет 15 рублей за один погонный метр корпуса судна, но без НДС. Стоимость отстоя судна у пирса Калачевского филиала ОАО «Донречфлот» выгодно отличается – всего 11,67 рубля, включая НДС, за погонный метр длины судна в сутки.

                                                                                                             Кто в ответе?


Подробно процедуры соблюдения противопожарной и общей безопасности на пункте отстоя флота описал директор Аксайского филиала ДРФ Олег Трухан. «Для каждого судна, приписанного к данному затону, намечается определенное место стоянки с учетом его осадки, глубины акватории и объема и характера ремонтных работ. План согласовывается с судоходной инспекцией бассейна и пожарной охраной», - подчеркнул Трухан.

По словам топ-менеджера, для обеспечения пожарной безопасности суда ставят в линии с возможно большими интервалами так, чтобы в случае возникновения пожара на одной из линий можно было отделить суда других линий, а также иметь удобные подъезды для пожарных машин. Как правило, суда ставят параллельно берегу или под углом к нему. Расстояние между линиями должно быть не менее 20 м, а между судами в линии – не менее 3 м. Суда с большим объемом ремонтных работ (капитальным и средним, заменой или установкой тяжеловесных агрегатов) ставят ближе к берегу и соответствующим цехам завода.

«Глубину места постановки судна на зимовку определяют с учетом высоты воды над нулевой отметкой в предполагаемый день постановки судна на зимовку, самого низкого зимнего уровня воды, предполагаемой толщины ледяной чаши вокруг корпуса судна и осадки судна», - рассказал собеседник «Водного транспорта». После расстановки судов на акватории затона их надежно ошвартовывают.

В Аксайском филиале ОАО «Донречфлот» охрана судов осуществляется круглосуточно своими силами (вахта) и с привлечением сторонних организаций.

ЗАО «ССРЗ «Обуховский» в межнавигационный период при отстое судов создает караванную службу, которая несет ответственность за состояние судов. Условия охраны оговариваются при заключении договора на отстой.

В Усть-Донецком ССРЗ охрана обеспечивается по той же схеме. «Для обеспечения безопасного отстоя судов на заводе создана караванная служба, насчитывающая более 20 человек и обеспечивающая круглосуточный контроль за противопожарной безопасностью и отсутствием водотечности корпусов судов», - отметил директор УДССРЗ Сергей Ткаченко.

ЗАО «Азовская судоверфь» к охране судов привлекла подрядчика – частное охранное предприятие (ЧОП) «Легион», которое берет на себя ответственность за сохранность флота.

                                                                                                                Спектр услуг


Отстоем флота в межнавигационный период зачастую не ограничивается спектр деятельности предприятий, что, несомненно, является большим преимуществом в выборе пункта отстоя.

Аксайский филиал ОАО «Донречфлот» имеет большой опыт в ремонте всех типов судов. «Использование современной техники и новейших технологий судоремонта позволяют добиться сокращения сроков ремонта, повышения уровня качества ремонтных работа и, как следствие – срока эксплуатации судов», - подчеркнул Олег Трухан. По его словам, специалистами базы постоянно осваиваются новые виды деятельности, необходимость в которых возникла на флоте - от восстановления корпусных и грузовых танков до ремонта энергетических установок, вспомогательных механизмов, электрооборудования, ремонт валовых линий и палубных механизмов.

ЗАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Обуховский» также занимается ремонтом судов различных типов доковым весов до 200 тонн и имеет в составе соответствующие цеха и участки.

Преимуществом Усть-Донецкого ССРЗ, по словам Сергея Ткаченко, является возможность не только предоставления акватории для отстоя флота, но и проведения профилактического ремонта, бункеровки водой перед выходом судов в первый рейс, размещения экипажа в общежитии завода на период подготовки флота в навигацию. Наличие на территории завода погрузочных площадок и запасов щебня из двух карьеров ООО «Азово-Донская нерудная компания» (АДНК, входит в «Азово-Донское пароходство»), а также соседство с ОАО «Усть-Донецкий порт» дает возможность обеспечения загрузки судов, выходящих в первый рейс после зимнего отстоя.

ЗАО «Азовская судоверфь» имеет лицензии Российского морского регистра судоходства и Российского  Речного Регистра на строительство и ремонт судов. Предприятие осуществляет межнавигационный и навигационный ремонт флота. Верфь обладает 2-мя судоподъемными сооружениями — горизонтальным слипом на 1-й площадке, позволяющим производить подъем и спуск судов длиной до 35м и спусковым весом до 200 тонн, и плавучим доком, находящимся на акватории ковша (2-я площадка) и позволяющим поднимать суда длиной до 60 м и весом до 600 тонн, а также имеет возможность осуществлять ремонт надводной части и механизмов судов различного класса, вплоть до водоизмещения 5 тыс. тонн типа «река-море» возле причальных стенок.

Как сообщил Сергей Матюнин, в планах «Азовской судоверфи» строительство современного судостроительно-судоремонтного завода по проекту южнокорейской компании «КЕМКО». В настоящее время идет проектирование. «Получить финансирование и приступить к строительству мы планируем уже в 2012 году», - добавил Сергей Матюнин.

Судоремонтные заводы Мидель, Прибой и Моряк не специализирующиеся на отстое,  проводят все виды корпусных работ и ВРК.

                                                                                                    Ремонтирует экипаж


Сегодня многие компании отказались от практики выполнения зимнего ремонта собственными силами. Механики теплоходов имеют необходимую квалификацию, которая предусматривает эксплуатацию и обслуживание судовых двигателей и оборудования. Они могут выполнять  слесарные, трубопроводные работы, а также  ремонт электрооборудования. По мнению исполнительного директора Донречфлот Олега Сидоркина, ремонт судов членами экипажа несомненно дает множество преимуществ: это сокращение накладных расходов, человеческий фактор, когда работа выполняется членом экипажа для «своего» судна, и  занятость плавсостава в межнавигационный период. Подобная практика не используется  уже более 10 лет, а это значит что экипажи, отдавая ремонт сторонним организациям,  теряют необходимые навыки. Другой важный аспект  это предоставления жилья иногородним членам экипажа в ремонтный период и наличие необходимых запасных частей на борту теплохода.

                                                                                                          Стоп! Кадры


Предприятия отметили некоторые проблемы с нехваткой кадров. Зачастую для решения проблем кадров привлекаются контрагенты.

Так, в «Азовской судоверфи» трудятся 200 человек. «При необходимости новых специалистов привлекаем через СМИ, специализированные сайты, центры занятости. Штат не увеличивается ввиду отсутствия стабильной загрузки, - рассказал исполнительный директор предприятия Сергей Матюнин. - При необходимости расширения штата, привлечения дополнительных человеческих ресурсов привлекаются контрагенты».

«Есть определенные трудности с привлечением новых специалистов, обучением, так как небольшие объемы ремонта сковывают возможность роста заработной платы, - сообщил исполнительный директор Калачевского филиала ДРФ Александр Степанов. - Молодежь не устраивают условия труда при ремонте флота и низкие зарплаты». Поэтому предприятие все чаще привлекает специалистов на условиях договора-подряда на определенный вид работ, так как принятие на штатные должности экономически не выгодно.

По словам директора ЗАО «ССРЗ «Обуховский» Валерия Гегидзе, завод укомплектован необходимым штатом сотрудников. «В случае необходимости привлекаются рабочие из других родственных предприятий на договорных условиях», - пояснил Гегидзе.

 

                                                                                         * * *

Услуги пунктов отстоя флота этой зимой оказались востребованы судовладельцами, причем не только местными, но и компаниями из других регионов. Объясняется это просто: на Нижнем Дону навигация работает почти круглый год и речка открывается сравнительно рано.

Экономический фактор, вопреки распространенному мнению, оказался не решающим в выборе отстойного пункта. Судовладелец отдает предпочтение более дорогой базе при условии, что ее географическое расположение более удачно и при необходимости флот может быть снят с отстоя раньше срока.

Для самих же ремонтно-эксплуатационных баз флота самым острым остается кадровый вопрос. Где найти квалифицированных сотрудников, как удержать их на предприятии в условиях не слишком высоких зарплат и сезонной работы? Вопросов много, а ответа нет. Пока спасаются временными сотрудниками и контрагентами…



Печатное издание