Автор:
Ежегодно российские порты переваливают все больше и больше грузов внешней торговли. По итогам прошлого года грузооборот морских портов составил 816,5 млн тонн, из них 623 млн тонн—это экспорт и импорт. Почему же доля судов под российским флагом в этих перевозках остается крайне незначительной? Есть ли у российских судовладельцев шанс занять достойное место на этом рынке? Восстановит ли речной транспорт свои позиции? По мнению Российской палаты судоходства, исправить ситуацию может грамотная сбалансированная государственная политика.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции по увеличению тоннажа морских судов под российским флагом, сокращению их среднего возраста и устойчивого роста грузооборота морских портов России, доля судов под российским флагом в перевозках российских внешнеторговых грузов продолжает сокращаться. По экспертным оценкам, из-за роста зависимости от импорта морских транспортных услуг ежегодно российская экономика недополучает свыше 13 млрд долларов США.
Президентом страны поставлена задача—обеспечить к 2024 г. перевозки по Северному морскому пути в размере 80 млн тонн. Для освоения перспективного грузопотока в Арктике на период до 2030 года необходимо построить ориентировочно 90 новых судов, в том числе 32 газовоза для перевозки СПГ (с учетом 15 заказанных), 20 танкеров для перевозки сырой нефти, 8 танкеров для перевозки газового конденсата, 6 балкеров для вывоза угля и др.
Если все или большая часть этих судов будет построена и зарегистрирована под флаг России, то доля в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов будет существенно увеличена.
Под флагом Российской Федерации к началу 2019 года работают суда, совокупный дедвейт которых превышает 7 млн тонн. Причем с 2011 года данный показатель демонстрирует положительную динамику. «Если бы не действие законов о поддержке судостроения и судоходства, а также законодательства, направленного на создание Российского международного реестра судов, к настоящему моменту совокупный дедвейт морского флота под российским флагом был бы на 3 млн тонн меньше», — считает президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.
В чем причины и что надо еще сделать?
Проведенный Российской палатой судоходства анализ показывает, что системными проблемами развития российского морского флота остаются ограниченный доступ к грузовой базе и целый ряд административных барьеров, излишних и дублирующих функций российского законодательства, которые снижают привлекательность российского флага по сравнению со странами открытой регистрации или так называемыми удобными флагами.
На заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в конце января 2019 года подробно обсуждали препятствия для судоходства. В их числе лицензирование отдельных видов деятельности, неравные условия в области транспортной безопасности, применяемые к заходящим в отечественные порты российским и иностранным судам, а также их экипажам. Кроме того, к чрезмерным требованиям можно отнести необходимость проведения государственной экологической экспертизы в отношении транспортных судов и национальные требования об обязательном страховании, основанные на положении не вступившей в силу Международной Конвенции (об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.). Важным является и отсутствие в трудовом законодательстве норм, обеспечивающих реализацию требований Конвенции по труду в морском судоходстве 2006 г. в части права судовладельцев, оказывающих услуги технического и крюингового менеджмента, заключать трудовые договоры с членами экипажей морских судов.
Морской коллегией дан ряд поручений, в том числе по анализу и выявлению избыточных, а также дублирующих требований к судам под национальным флагом. От того, как эти поручения будут выполнены, во многом зависит дальнейшая судьба отечественного флота.
Значительное влияние на конкурентоспособность судов под российским флагом оказывают требования национального законодательства в области транспортной безопасности.
Ведь российские судовладельцы выполняют не только требования Международного Кодекса ОСПС, но и Федерального закона ФЗ‑16 «О транспортнойбезопасности». При этом расходы судовладельцев на соответствие требованиям национального законодательства в области транспортной безопасности в разы превышают расходы, необходимые на соответствие международным стандартам. Решением может стать освобождение от оплаты сбора транспортной безопасности каботажных и речных судов, заходящих в морские порты, а также судов с ядерной энергетической установкой.
На внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации ситуация остается сложной: грузооборот речного транспорта в 2018 году опустился на 1,6% по сравнению с 2017 годом, а фактический объем перевозок упал на 2%, достигнув 116,2 млн тонн.
Снижение грузовой деятельности на внутренних водных путях Российской Федерации на фоне общего роста грузоперевозок другими видами транспорта в нашей стране свидетельствует о потере речниками своих позиций.
Груз «уходит» с реки на наземные виды транспорта, и основной причиной остаются инфраструктурные ограничения на ВВП. По-прежнему сохраняются лимитирующие участки и участки с ограниченными габаритами судовых ходов, что серьезно осложняет работу судоходных компаний.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации—руководитель Росморречфлота Юрий Цветков в ходе итогового заседания Коллегии Росморречфлота отметил несколько факторов, которые привели к снижению объема перевозок грузов. Это сохранение транспортных ограничений в районе Городца, сокращение грузовой базы: уменьшение потребности в строительных грузах, а также применение перевозчиками железнодорожного транспорта понижающих тарифов к перевозкам нефтепродуктов по направлениям, параллельным внутренним водным путям, в летний период, что ставит речные судоходные компании в неравные конкурентные условия по сравнению с железной дорогой.
Кроме того, по мнению Юрия Цветкова, на работу внутреннего водного транспорта оказал значительное влияние резкий рост стоимости судового топлива. Увеличение затратной составляющей способствовало ухудшению финансового состояния судоходных компаний в 2018 году и в дальнейшем может привести к снижению темпов строительства флота на российских верфях.
Сборы на ВВП
В декабре 2018 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России приняла решение об отмене государственного регулирования на услуги естественных монополий по использованию инфраструктуры ВВП. Теперь ставки сборов утверждаются руководителями администраций бассейнов внутренних водных путей. По оценке Российской палаты судоходства, это привело к увеличению в 2019 году навигационных, лоцманских и других сборов. Палата судоходства предложила повышать ставки постепенно в течение 3 лет. Напомним, что президент России поручал при принятии решений, направленных на регулирование тарифов естественных монополий, обеспечить ограничение их роста на пятилетний период, начиная с 2014 года, темпами, не превышающими величины фактической инфляции за предыдущий год. Кроме того, по мнению бизнес-сообщества, необходимо разработать методику ценообразования расчетов ставок сборов на ВВП.
В этой связи заслуживает внимания положительный опыт европейских стран в части регулирования речного судоходства. Так, с 1 января 2019 года Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии постановило отменить навигационные сборы в сфере внутреннего водного транспорта. Таким образом, отрасль речных грузоперевозок Германии сможет сэкономить около 45 млн евро в год. Комментируя данное решение, статс-секретарь Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии Э. Ферлеманн пояснил, что речное судоходство является системно важным элементом сферы логистики Германии. «Наш транспорт в целом может функционировать в полной мере лишь благодаря нашему речному флоту. Поэтому перед нами стоит цель упрочить конкурентоспособность речного судоходства», — сказал он.
Судоходству в помощь
Правительство Российской Федерации безусловно стремится создавать оптимальные условия для развития бизнеса. Причем в диалоге с бизнес-сообществом нормативно-правовая база формируется весьма успешно. Уже сегодня Росморречфлоту удалось выстроить стройную систему оказания государственных услуг и управления государственной собственностью морского и речного транспорта, создать базовые условия для судоходства и работы портов. Проделана большая работа по совершенствованию системы отраслевого образования.
Важнейшее значение имеет включение федерального проекта «Внутренние водные пути» в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Документом предусмотрена реализация проектов строительства Багаевского гидроузла (2020 год) и Нижегородского низконапорного гидроузла (2021 год), что позволит ликвидировать два «узких» места на Единой глубоководной системе.
Кадры решают все
Начал свою работу созданный на базе Российской палаты судоходства Совет по профессиональным квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте (СПК). Деятельность СПК будет направлена на разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификационных требований, экспертизу федеральных государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования и образовательных программ, включая их аккредитацию. В целях выявления потребностей отрасли в новых профессиях, появляющихся в связи с внедрением новых технологий и цифровизации экономики, а также сокращения выпуска специалистов по специальностям, утратившим актуальность, на регулярной основе будет проводиться мониторинг рынка труда.
Приоритет развитию круизного судоходства
С участием судоходного бизнес-сообщества разработана Концепция развития круизного туризма. Основная цель которой— увеличение к 2035 году туристического потока по круизным маршрутам России в 2 раза по сравнению с уровнем 2018 года.
Ранее принятые меры государственной поддержки позволили начать строительство круизных судов на российских верфях. Для успешного развития этого сегмента перевозок предлагается продлить программу льготного лизинга круизных судов по ставке 2,5% с увеличением срока с 18 до 25 лет в связи с коротким сроком навигации на внутренних водных путях и высокой капиталоемкостью. Важно продолжить реализацию программы выдачи судового утилизационного гранта и рассмотреть возможность его увеличения. Альтернативной мерой может стать строительство серий круизных и пассажирских судов по госзаказу ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» или АО «Машиностроительная промышленная лизинговая компания» с последующей передачей в операционный лизинг (бербоут-чартер) судоходным компаниям-туроператорам. Так как в силу высокой капиталоемкости и короткой навигации суда окупаются за 25–30 лет, что сопоставимо с их жизненным циклом, эта мера смогла бы сохранить количество действующего флота и позволила бы загрузить судостроительные предприятия заказами.
Налоговые и таможенные упрощения
Совместная работа Минтранса России, Росморречфлота и Российской палаты судоходства позволяет решить много насущных вопросов в части налогового и таможенного законодательства. Так, судовладельцев освободили от уплаты таможенных пошлин и НДС за зарубежный ремонт судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС).
В связи с изменившимся законодательством Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) судовладельцы столкнулись с серьезной проблемой при ввозе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в составе бортового оборудования. В настоящее время подготовлен проект решения ЕАЭК, которое урегулирует данный вопрос.
В связи с подготовкой Правительством РФ Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, одним из пунктов предлагается введение ставки НДС ноль процентов при перевозке грузов судами, зарегистрированными в РМРС, между иностранными портами.
Прямым курсом
Многолетнее конструктивное взаимодействие Российской палаты судоходства с национальными и международными регуляторами судоходной отрасли приносит свои плоды. Экономические и политические шторма закаляют российских судовладельцев, делают их сильнее и дальновиднее. Отечественный бизнес уже забыл о субстандартном судоходстве, все чаще заключаются контракты на строительство нового флота, и все чаще флаг Российской Федерации поднимается на морских и речных судах.
Достижения Российской палаты судоходства в 2018 году: