Автор: По материалам пресс-службы ПАО «Совкомфлот»
В Москве прошла III конференция «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России», организованная медиа-группой «ПортНьюс» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и Российской палаты судоходства. В рамках конференции с докладами выступили генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, заместитель начальника отдела технической политики и строительства флота компании Роман Покромкин, директор Учебно-тренажерного центра СКФ (Санкт-Петербург) Михаил Ковальский.
В своем докладе Игорь Тонковидов рассказал об успешном опыте группы компаний «Совкомфлот» по внедрению СПГ в качестве основного топлива для крупнотоннажных танкеров. Он отметил, что сегодняшний день в состав флота группы СКФ входят шесть танкеров на газомоторном топливе. «В период летней навигации 2019 года наши суда успешно осуществили коммерческие рейсы по трассам СМП, используя на всей протяженности маршрута только СПГ-топливо. В ходе рейсов была проверена работоспособность систем и механизмов судов в условиях низких температур, а также освоен новый глубоководный маршрут в северной части Восточно-Сибирского моря. Компания продемонстрировала свою приверженность к использованию экологически более чистого топлива в Арктике», – сообщил Игорь Тонковидов.
«Использование СПГ в качестве судового топлива в регионах Северного и Балтийского морей (зонах особого контроля за содержанием серы в судовом топливе) экономически более эффективно, чем использование дизельного топлива. Более чем годичный опыт эксплуатации крупнотоннажных танкеров на газомоторном топливе показал, что использование СПГ позволяет сократить выбросы углекислого газа (СO2) в атмосферу на 30% по сравнению с аналогичными судами на традиционном тяжелом топливе. Россия имеет значительные резервы природного газа, и это является нашим существенным конкурентным преимуществом», – отметил Игорь Тонковидов.
Глава «Совкомфлота» добавил, что Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство морского и речного транспорта уже предприняли целый ряд последовательных шагов, стимулирующих использование СПГ как экологически более чистого вида топлива. В частности, порты Балтийского бассейна снизили размер портовых сборов для судов, эксплуатирующихся на газомоторном топливе. В настоящее время компания «Газпромнефть Марин Бункер» реализует проект строительства первого в России танкера-бункеровщика СПГ, который будет работать на Балтике. В июне с.г. «Совкомфлот» и «Газпром нефть Марин Бункер» заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проектов по бункеровке судов газомоторным топливом.
В 2018 году группа «Совкомфлот» первой в мировой танкерной отрасли приступила к внедрению СПГ в качестве основного топлива для крупнотоннажных танкеров, которые используются в трамповых перевозках углеводородов.
На сегодняшний день «зеленая» серия крупнотоннажных нефтеналивных танкеров «Совкомфлота» состоит из 6 судов. Головное судно серии – «Проспект Гагарина». Все танкеры приняты в эксплуатацию в 2018-2019 годах, их дедвейт составляет 113 тыс. тонн. Длина судов – 250 м., ширина – 44 м., ледовый класс – 1A/1B.
Инициатива «Совкомфлота» по внедрению газомоторного топлива в качестве основного для крупнотоннажных танкеров получила широкое признание в отрасли. В декабре 2018 года проект создания и начала эксплуатации крупнотоннажных танкеров «зеленой» серии типа «Проспект Гагарина» стал лауреатом отраслевой премии Lloyd’s List Global Awards 2018 в номинации «Защита окружающей среды» (Environmental Award – Individual Company), а в 2019 году «Проспект Гагарина», головной танкер «зеленой» серии СКФ, стал обладателем премии Marine Propulsion Awards в номинации «Судно года» (Ship of the Year) и премии Nor-Shipping Next Generation Ship Award 2019.