06.12.2019 09:39
Первый экипаж на атомный ледокол «Ленин» готовился в Ленинградском высшем инженерном морском училище им. С.О. Макарова
Автор: Управление внеучебной и воспитательной работы ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова
К юбилею атомного ледокольного флота страны!
3 декабря 1959 года на построенном на Адмиралтейском заводе первом советском атомном ледоколе «Ленин», после успешных ходовых заводских и государственных испытаний был торжественно поднят Государственный флаг СССР, это было первое в мире надводное атомное гражданское судно.
Разработчиком проекта занималось ЦКБ «Айсберг» в 1954 году, а уже в августе 1956 года состоялась его закладка на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде. Первый экипаж на атомный ледокол «Ленин» готовился согласно приказу Министра морского флота от 1 июля 1957 года в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала С.О. Макарова, где были организованы специальные курсы по подготовке инженерного состава на атомный ледокол «Ленин». Первым начальником Специальных курсов (1957-1963 гг.) был профессор В.А. Кузнецов, впоследствии заместитель декана по Спецотделению (1972-1985 гг.) и затем начальник кафедры «Судовые ЯЭУ» (1980-1989 гг.).
В декабре 1957 года 15 выпускников Судомеханического факультета ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова были направлены в г. Обнинск на первую в мире атомную электростанцию для ознакомления с основами ядерной энергетики, правилами эксплуатации реакторов и сдачей экзаменов на операторов АЭС. 15 марта 1958 года в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова началась 4-месячная подготовка экипажа атомного ледокола «Ленин», порядка 100 человек, изучали устройство ледокола, его ядерные энергетические установки, особенности эксплуатации механизмов и систем. В качестве преподавателей привлекались сотрудники Института имени Курчатова, ЦКБ «Айсберг», других НИИ и КБ, заводов – поставщиков оборудования и механизмов. Особое внимание уделялось подготовке операторов ядерной паропроизводящей установки, которые были в ноябре 1958года направлены на учебу в учебный центр ВМФ в г. Обнинск, где в то время шла подготовка экипажей первых атомных подводных лодок проектов 627А и 645.
В сентябре 1959 года подготовка экипажа была завершена приемом экзаменов на допуск к рабочим местам Государственной экзаменационной комиссией под председательством академика А.П. Александрова. 15 сентября 1959 года атомный ледокол «Ленин» вышел на ходовые заводские испытания и 3 ноября 1959 года был передан Мурманскому морскому пароходству в опытную эксплуатацию. Таким образом, за 2 года была организована и проведена подготовка экипажа для первого в мире надводного атомного судна. Это было большим достижением и большой заслугой всего коллектива ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, отправной точкой для создания действующей системы подготовки инженерных кадров для надводных гражданских атомных судов.
Было установлено и подтверждено в ходе эксплуатации атомных ледоколов, это требуемое высокое качество подготовки специалистов (как основы безопасности и безаварийной эксплуатации судовых ЯЭУ) возможно обеспечить только в совокупности решения трех неотделимых друг от друга задач:
- глубокая и качественная общеинженерная подготовка в высшем морском учебном заведении специалистов для работы в составе штурманской, атомно-механической, электромеханической служб и службы КИП и А атомного судна;
- тщательное изучение всех механизмов, систем и условий их эксплуатации для конкретного проекта атомного судна;
- приобретение практических навыков по управлению ЯЭУ на тренажерах или судне и навыков по техническому обслуживанию механизмов и систем на конкретном атомном судне.
В марте 1988 года в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова был открыт Специальный факультет, в августе 1989 года на факультете была создана кафедра «Техническая эксплуатации судов с ЯЭУ», которая выделилась из состава кафедры «Судовые ЯЭУ». Специальный факультет совместно с тренажерным центром по единым учебным планам обеспечивал первичную подготовку и повышение квалификации специалистов для конкретных атомных судов, т.е. является второй ступенью подготовки после окончания ВУЗа. За прошедшие годы подготовку и повышение квалификации на Специальном факультете прошли свыше 1300 специалистов всех действующих атомных судов, в том числе атомных ледоколов «Вайгач», «Советский Союз», «Ямал».
На атомном ледоколе «Ленин» за 30 лет эксплуатации сложилась традиция не только грамотного и инициативного, но и творческого отношения к эксплуатации ЯЭУ, которые доказали возможность использования ядерной энергии на судах, при обеспечении необходимого уровня безопасности. А атомный ледокол «Ленин» стал поистине кузницей высококвалифицированных и ответственных специалистов - атомщиков, что позволило более качественно решать кадровые вопросы для будущего поколения атомных ледоколов.
Историческая справка. Первым капитаном атомного ледокола «Ленин» был выдающийся советский моряк, капитан дальнего плавания Павел Акимович Пономарев (1896-1970). В 1930-1940-х годах П.А. Пономарев командовал ледоколами: «Красин», «Ермак», «Иосиф Сталин», «Лазарь Каганович». Именно ему, профессионалу ледового мореплавания доверили в 1958 году первый в мире атомный ледокол «Ленин». С 4 ноября 1961 года капитаном ледокола стал Б. М. Соколов. Уместно вспомнить выпускников СМФ 1957 года, ставших первыми механиками-операторами ядерной паропроизводящей установки на атомном ледоколе «Ленин»: Е.М. Бедриков, В.А. Волков, В.И. Кузнецов, Н.А. Кукочкин, Н.В. Левандовский, В.А. Мизгирев, М.Я. Семин, А.И. Селявко, Ю.К. Степанов, Н.П. Шелков, А.П. Шубин, В.А. Тихонов, Е.Н. Настюков.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.
В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить
Атомный ледокол «Ленин» обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За всё время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.
В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.
В январе 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола "Ленин" в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. После проверки соответствия всем требованиям, которое заняло два года, в октябре 2018 года ледоколу "Ленин" вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России.
Управление внеучебной и воспитательной работы
3 декабря 1959 года на построенном на Адмиралтейском заводе первом советском атомном ледоколе «Ленин», после успешных ходовых заводских и государственных испытаний был торжественно поднят Государственный флаг СССР. Это было первое в мире надводное атомное гражданское судно. Разработчиком проекта занималось ЦКБ «Айсберг» в 1954 году, а уже в августе 1956 года состоялась его закладка на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде.
Первый экипаж на атомный ледокол «Ленин» готовился согласно приказу Министра морского флота от 1 июля 1957 года в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала С.О. Макарова, где были организованы специальные курсы по подготовке инженерного состава на атомный ледокол «Ленин». Первым начальником Специальных курсов (1957-1963 гг.) был профессор В.А. Кузнецов, впоследствии заместитель декана по Спецотделению (1972-1985 гг.) и затем начальник кафедры «Судовые ЯЭУ» (1980-1989 гг.).
В декабре 1957 года 15 выпускников Судомеханического факультета ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова были направлены в г. Обнинск на первую в мире атомную электростанцию для ознакомления с основами ядерной энергетики, правилами эксплуатации реакторов и сдачей экзаменов на операторов АЭС. 15 марта 1958 года в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова началась 4-месячная подготовка экипажа атомного ледокола «Ленин». Около 100 человек изучали устройство ледокола, его ядерные энергетические установки, особенности эксплуатации механизмов и систем.
В качестве преподавателей привлекались сотрудники Института имени Курчатова, ЦКБ «Айсберг», других НИИ и КБ, заводов -поставщиков оборудования и механизмов. Особое внимание уделялось подготовке операторов ядерной паропроизводящей установки, которые были в ноябре 1958года направлены на учебу в учебный центр ВМФ в г. Обнинск, где в то время шла подготовка экипажей первых атомных подводных лодок проектов 627А и 645.
В сентябре 1959 года подготовка экипажа была завершена приемом экзаменов на допуск к рабочим местам Государственной экзаменационной комиссией под председательством академика А.П. Александрова. 15 сентября 1959 года атомный ледокол «Ленин» вышел на ходовые заводские испытания и 3 ноября 1959 года был передан Мурманскому морскому пароходству в опытную эксплуатацию. Таким образом, за 2 года была организована и проведена подготовка экипажа для первого в мире надводного атомного судна. Это было большим достижением и большой заслугой всего коллектива ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, отправной точкой для создания действующей системы подготовки инженерных кадров для надводных гражданских атомных судов.
Было установлено и подтверждено в ходе эксплуатации атомных ледоколов, что требуемое высокое качество подготовки специалистов (как основы безопасности и безаварийной эксплуатации судовых ЯЭУ) возможно обеспечить только в совокупности решения трех неотделимых друг от друга задач:
- глубокая и качественная общеинженерная подготовка в высшем морском учебном заведении специалистов для работы в составе штурманской, атомно-механической, электромеханической служб и службы КИП и А атомного судна;
- тщательное изучение всех механизмов, систем и условий их эксплуатации для конкретного проекта атомного судна;
- приобретение практических навыков по управлению ЯЭУ на тренажерах или судне и навыков по техническому обслуживанию механизмов и систем на конкретном атомном судне.
В марте 1988 года в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова был открыт Специальный факультет, в августе 1989 года на факультете была создана кафедра «Техническая эксплуатации судов с ЯЭУ», которая выделилась из состава кафедры «Судовые ЯЭУ». Специальный факультет совместно с тренажерным центром по единым учебным планам обеспечивал первичную подготовку и повышение квалификации специалистов для конкретных атомных судов, т.е. является второй ступенью подготовки после окончания ВУЗа. За прошедшие годы подготовку и повышение квалификации на Специальном факультете прошли свыше 1300 специалистов всех действующих атомных судов, в том числе атомных ледоколов «Вайгач», «Советский Союз», «Ямал».
На атомном ледоколе «Ленин» за 30 лет эксплуатации сложилась традиция не только грамотного и инициативного, но и творческого отношения к эксплуатации ЯЭУ, которые доказали возможность использования ядерной энергии на судах, при обеспечении необходимого уровня безопасности. А атомный ледокол «Ленин» стал поистине кузницей высококвалифицированных и ответственных специалистов - атомщиков, что позволило более качественно решать кадровые вопросы для будущего поколения атомных ледоколов.
Историческая справка. Первым капитаном атомного ледокола «Ленин» был выдающийся советский моряк, капитан дальнего плавания Павел Акимович Пономарев (1896-1970). В 1930-1940-х годах П.А. Пономарев командовал ледоколами: «Красин», «Ермак», «Иосиф Сталин», «Лазарь Каганович». Именно ему, профессионалу ледового мореплавания доверили в 1958 году первый в мире атомный ледокол «Ленин». С 4 ноября 1961 года капитаном ледокола стал Б. М. Соколов. Уместно вспомнить выпускников СМФ 1957 года, ставших первыми механиками-операторами ядерной паропроизводящей установки на атомном ледоколе «Ленин»: Е.М. Бедриков, В.А. Волков, В.И. Кузнецов, Н.А. Кукочкин, Н.В. Левандовский, В.А. Мизгирев, М.Я. Семин, А.И. Селявко, Ю.К. Степанов, Н.П. Шелков, А.П. Шубин, В.А. Тихонов, Е.Н. Настюков.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить
Атомный ледокол «Ленин» обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За всё время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.
В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.
В январе 2016 года министр культуры России Владимир Мединский подписал приказ о включении ледокола "Ленин" в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения. После проверки соответствия всем требованиям, которое заняло два года, в октябре 2018 года ледоколу "Ленин" вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России.
Печатное издание