Автор: Надежда Малышева, директор по развитию, обозреватель, главный редактор медиа-группы "ПортНьюс"
Бесснежная зима в европейской части России может по разному сказаться (ВВП) в различных регионах страны. Если на Волге и Каме, по данным Росводресурсов, наблюдается высокая приточность к водохранилищам Волжско-Камского каскада – здесь в осенне-зимний период 2019-2020 годов было мало снега, но шли дожди, – то на Дону, где была сухая и теплая зима, прогноз по водности на предстоящую навигацию далеко не столь оптимистичен.
В таких гидрологических условиях крайне важным становится своевременная реализация всех инфраструктурных проектов на ВВП.
Этой зимой, особенно в январе 2020 года, приток воды к Рыбинскому водохранилищу был более чем в 6 раз выше нормы, к Угличскому – в 4,5 раза. На водохранилищах каскада на средней Волге и Каме приток превысил норму в 2 раза. Высокая водность, вероятно, приведет к хорошим судоходным глубинам в летнюю навигацию на этих участках ВВП.
В Волгоградской и Ростовской областях тоже не было снега. Но, в отличие от более северных территорий, не было и дождей. Плюсовые температуры января не позволили достигнуть климатическую норму толщины снежного покрова в 20-30 см. Боковая приточность значительно ниже нормы, что скорее всего, серьезно повлияет на уровень воды в р. Дон в навигацию 2020 года.
Практически каждую навигацию речники сталкиваются с аномальной маловодностью на том или ином участке внутренних водных путей. В таких условиях сохранить судоходство можно только за счет своевременного выполнения комплекса мер по поддержанию судоходных глубин в 4 метра на ВВП России, который включает в себя как дноуглубительные работы, так и строительство или реконструкцию гидротехнических сооружений (ГТС).
Важнейшими проектами, реализация которых крайне необходима для нормального судоходства по Единой глубоководной системе европейской части России, являются Багаевский и Нижегородский гидроузлы. Причем если по Багаевке строительные работы уже ведутся полным ходом, то реализация Нижегородского проекта вызывает опасения. Несмотря на поручение президента, данное несколько лет назад, по итогам Госсовета, окончательное решение опять откладывается: в очередной раз откорректированная проектная документации ждет согласования Главгосэкспертизы, а региональные власти ставят под сомнение многочисленные заключения отраслевой науки. Сегодня риск выхода этого проекта за пределы 2024 года велик. А ведь его реализация имеет системный характер и крайне важна для ликвидации разобщенности Единой глубоководной системы, сбалансированного развития транспортной системы России.
Вместе с тем, основные «долгострои» речных ГТС будут ликвидированы к началу навигации. Завершен с опережением графика второй этап реконструкции Новосибирского шлюза, который входит в состав Новосибирского гидроузла. Подходят к концу работы на гидроузле Белоомут в Московской области. Как сообщает Морспасслужба (генеральный подрядчик работ по Белоомуту), на реконструируемом гидроузле осталось залить в основание и в конструкции укрепления объекта около 1800 кубов бетона. К весеннему паводку и началу судоходного периода будет обеспечена полноценная работа гидротехнического узла.
Подготовлен проект реконструкции Волгоградского гидроузла. Эксперты Главгосэкспертизы России рассмотрели проектно-сметную документацию на оснащение Волгоградского гидроузла современным механическим оборудованием и выдали положительные заключения. Проектом предусмотрена замена морально и физически устаревшего оборудования судоходного двухкамерного шлюза № 30. Работы на гидроузле начнутся в ближайшее время для повышения надежности и обеспечения безопасного уровня эксплуатации объекта.
Судоходное сообщество надеется, что реализации проектов, направленных на снятие инфраструктурных ограничений, приведет к бесперебойной работе пассажирских и грузовых судов на реках России. В любом случае, до открытия навигации осталось чуть больше месяца.
Печатное издание