Автор: Сергей Лебедев
Обзор мирового фрахтового рынка
В первом квартале текущего года мировые лидеры судоходной отрасли подвели результаты 2011 года и отчитались о финансовых и операционных показателях своей деятельности. Судя по данным годовых отчётов, тучи на глобальном фрахтовом рынке по-прежнему не рассеялись. Самые крупные судоходные компании одна за другой показали «красные цифры» - то есть, объявили об убытках. Не удалось спастись и небольшим пароходствам.
Признанный лидер мирового судоходства норвежский концерн Frontline по результатам 2011 года отчитался об убытках в размере 529,6 миллиона долларов по состоянию на 31 декабря 2011 года. Группа компаний, которая является оператором более 150 танкерных судов различного класса, была вынуждена пойти на реструктуризацию и продажу части своих активов, а также отказаться от пяти судостроительных контрактов на 10 новых танкеров VLCC и Suezmax. В годовом отчёте Frontline заявила об успешном завершении этого процесса. Но из-за остающихся финансовых трудностей совет директоров одного из крупнейших игроков судоходного рынка принял решение не выплачивать дивиденды акционерам по итогам 4-го квартала 2011. В своём прогнозе на дальнейшее развитие событий компания посетовала на то, что ей понадобятся значительные усилия для того, чтобы удержаться на плаву в ближайшие два года на фоне крайне слабо развивающегося танкерного рынка.
Другой крупный датский судовладелец, компания Torm начала свой годовой отчёт с сообщения о том, что находится в крайне сложной ситуации. Убытки Torm составили более 451 млн долларов, и пароходство деликатно признало данный результат является «неудовлетворительным для бизнеса подобного масштаба». «Ухудшение в глобальной экономике и переизбыток тоннажа вот уже третий год подряд негативно сказываются на фрахтовом рынке», - говорится в годовом отчёте Torm. В связи с этим компания выпустила специальное заявление руководства, в котором представила план дальнейших финансовых действий, необходимых для выживания. Среди них пересмотр сроков банковских кредитов, сокращение на четверть административных расходов, сведение до минимума инвестиционной программы, переговоры с клиентами о повышении ставок на долгосрочные тайм-чартеры судов, дополнительная эмиссия ценных бумаг. Но все эти меры, говорится в заявлении, всё же не дают уверенности в том, что Torm полностью выберется из долговой ямы, созданной вследствие неблагоприятных рыночных тенденций.
Ещё один пример глобального игрока, терпящего убытки на низком рынке, - канадский танкерный гигант Teekay Сorporation, оператор более 150 танкеров. Потери компании в 2011 году составили 386,7 млн долларов, что более, чем в два раза превышает убытки 2010-го (тогда они составили 166,6 млн долларов). «Конвенциональный танкерный сегмент продолжает работать в минус, и на протяжении 2012 года низкие ставки на спотовом рынке, волатильность этого рынка сохранится. Мы продолжим принимать меры для покрытия операционных расходов с учётом возможного восстановления рынка к концу 2012- началу 2013 года», - заявил президент корпорации Teekay Петер Ивенсен.
Крупная американская судоходная компания OSG, акции которой размещены на Нью-Йоркской фондовой бирже, в своём отчёте также ссылается на продолжающееся слабое развитие спотовых рынков по перевозке сырой нефти. Убытки этой компании составили 192,9 млн долларов. В состав флота OSG входят более 100 собственных и зафрахтованных нефтяных танкеров и продуктовозов, а также два плавучих нефтехранилища. «Постепенное снижение доходов от международных тайм-чартерных перевозок обусловлено, в первую очередь, сокращением зафрахтованного тоннажа (charter-in). Президент OSG Мортен Арнтцен назвал 2011 трудным годом для всей танкерной отрасли в первую очередь вследствие глубокой депрессии на спотовых рынках, которые особенно сильно трясло во второй половине года». Глядя на развитие ситуации в 2012 году, основываясь на результах первого квартала, глава судоходной корпорации не ожидает сильного улучшения на рынках. Тем не менее, компания предпочитает придерживаться консервативной политики и укреплять финансовую устойчивость с надеждой на то, что международные фрахтовые рынки всё же восстановятся и бизнес снова начнёт приносить прибыль.
Аналогичная ситуация у средних и небольших судоходных компаний, занимающихся перевозками энергоресурсов. Scorpio Tankers, например, объявила о снижении стоимости своих активов за минувший год на 66,6 млн долларов, отмечая, что самым трудным периодом в сегменте продуктовозов стал последний, четвёртый квартал 2012 года. На конец февраля долг этого среднего размера пароходства (21 собственное и зафрахтованное судно) составил 23,6 миллиона долларов.
Греческая компания-судовладелец Tsakos Energy Navigation впервые за 18-летнюю историю существования отчиталась об убытках. Минус 89,5 млн долларов, мировая танкерная отрасль находится в глубоком кризисе, - таковы данные отчёта пароходства, в составе которого около 50 танкерных судов. Правда, руководство Tsakos заверило, что большую часть года суда приносили прибыль, а годовые итоги были частично подпорчены в результате зарезервированных убытков от снижения стоимости двух выставленных на продажу танкеров VLCC (39,4 млн долларов). Продажа устаревших танкеров должна состояться в ближайшее время.
Неудачи судоходных компаний во многом явились следствием избранной ими стратегии и бизнес-модели, отмечает авторитетное международное издание в сфере судоходства Lloyds List. Многие судовладельцы зарабатывали значительную часть доходов на спотовом рынке, играя на повышении ставок и достижении высокой, но краткосрочной прибыли.
По данным аналитика издания Феликса Ямасато, к 2008-му году, когда начался кризис, коэффициент долга наиболее известных судоходных компаний, размещённых на Нью-Йоркской фондовой бирже, был уже относительно высоким. Спустя три года он значительно возрос, и компании, в особенности, такие, как Frontline и Genmar, стали практически полностью зависеть от заёмного капитала. Тем временем, долги росли. В 2008 году соотношение коэффициента EBITDA к показателю доходов крупнейших судовладельцев снизился более чем на треть, с 64 до 40%. А к 2011 году этот показатель уже достиг 20%. Ещё хуже выглядели показатели текущей ликвидности, полученной в результате доходов от операционной деятельности – 13 % к 2011 году. Спасти бизнес в такой ситуации оказалось практически невозможным, и сразу несколько компаний пошли на реструктуризацию.
Спаслись либо те, кому удалось заполучить долгосрочные контракты и тем самым снизить риск присутствия на спотовом рынке, либо компании, диверсифицировавшие инвестиции в смежные сегменты танкерного бизнеса – перспективные перевозки СПГ и шельфовые морские сервисы. Так, например, компания самого влиятельного в мире судоходного магната Джона Фредриксона Frontline успешно вошла в сегмент перевозок СПГ, сократив часть долга, но не избежав при этом реструктуризации. Достичь допустимого уровня долга компании будет непросто, заключает эксперт Lloyd’s List Феликс Ямасато.