17.08.2021 09:29
Как правильно выбрать электронную навигационную карту
Автор: Пресс-служба «НавМарин»
Пресс-служба «НавМарин»
Путеводитель по ЭНК
Как правильно выбрать электронную навигационную карту
Электронные навигационные карты (ЭНК) продолжают активно внедряться на суда морского и речного флота. Периодическая корректура ЭНК, передаваемая по цифровым каналам связи, позволяет капитанам оперативно получить объективную навигационную картину по маршруту следования судна. Уже можно смело сказать, что цифровой формат вытеснил традиционные бумажные карты, которые еще 10 лет назад активно использовались во время плавания. Как работают ЭНК и какие из них лучше выбрать, рассказывает генеральный директор компании «НавМарин» Алексей Мигалин.
Как работают ЭНК
Для навигации по морским путям с использованием электронных карт необходима электронно-картографическая навигационно-информационная система ЭКНИС (ECDIS). Она представляет собой компьютер на базе навигационного программного обеспечения, поддерживающего загрузку ЭНК. Если на борту установлен основная и дублирующая ЭКНИС, то капитан может полностью отказаться от использования бумажных карт. На сегодняшний день на рынке представлено небольшое количество производителей подобных систем, которые имеют одобрение Российского морского регистра судоходства (РМРС).
ЭКНИС – морской навигационный комплекс, соответствующий требованиям РМРС, а также определенному набору международных требований.
Для отображения ЭНК на внутренних водных путях (ВВП РФ) используется система отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ), требования к которой определены Российским речным регистром (РРР), либо электронно-картографическая система (ЭКС), представляющая собой упрощенную версию СОЭНКИ с меньшим размером дисплея.
Основное назначение навигационных систем на базе ЭНК – обеспечение безопасного судовождения за счет предоставления пространственных данных в условиях реального времени. Системы способны отображать не только статическую информацию, заложенную в навигационной карте, но и совмещать её с динамическими данными от ГНСС приёмника, системы АИС, радара, эхолота, метеостанции и др. На основании собранных от внешних датчиков данных система с лёгкостью проложит безопасный маршрут следования судна и будет контролировать движение судна до прибытия в пункт назначения.
Безопасность судоходства также обеспечивается за счёт наличия предупреждающих сигналов и тревог, которые позволяют заблаговременно реагировать на возникающие ситуации и оперативно принимать решения по их предотвращению.
От бумаги к S-100
Сейчас ЭНК выпускаются в незащищённом формате S-57. Это так называемые векторные карты. Они позволяют накладывать информацию от навигационных приборов, установленных на судне (радара, эхолота и т.д.). При этом позиция судна отображается на карте благодаря ГНСС приёмнику. Впоследствии ЭНК кодируются в формат S-63 для передачи в защищённом виде. Все ЭНК имеют определенную географическую «нарезку» и могут предоставляться поставщиком на различные сроки действия (3, 6, 9, 12 месяцев).
Векторный формат сменил растровые навигационные карты - обычные бумажные карты, переведенные в электронный формат и совмещенные с координатной сеткой. На них не изменяется масштаб, отсутствует дополнительная информация об объектах, нет возможности автоматизировать подачу сигнала тревоги. Использование растровых карт пришлось на переходный период от бумажного формата к векторному (80-е годы прошлого века), хотя они применяются и сейчас…
Стандарт Международной гидрографической организации (IHO) S-57, действующий с начала девяностых годов прошлого века, поддерживает информацию всех форматов, однако сегодня требует обновления. На его смену должен прийти стандарт ЭНК S-100 (работа над ним ведется уже более 10 лет), который значительно расширит возможности для судовладельцев. Например, благодаря 3D-инструментам, позволит отслеживать приливы и отливы для определения текущей глубины, а также рельеф подводной части (батиметрия). Все это, естественно, позитивно скажется на безопасности плавания.
Официальные или коммерческие
Судовладельцы пользуются коммерческими и официальными ЭНК. Производителями коммерческих карт являются частные организации, официальных карт – государственные учреждения, в частности, Росморречфлот или Управление навигации и океанографии Минобороны России.
Считается, что официальные ЭНК более точные, поэтому предпочтение чаще отдается им. Такие выводы во многом основаны на появлении на рынке недоброкачественной коммерческой картографической продукции (неправильно указаны координаты, маяки стоят в нескольких милях от штатных мест). Однако не стоит думать, что все коммерческие ЭНК плохие. Существуют компании, работающие на рынке долгое время и заботящиеся о своей репутации, выпуская качественную продукцию.
Проблема на сегодняшний день заключается в том, что официальные ЭНК выпускаются не для всех водных маршрутов. Например, в 2000-х годах покрытие официальными морскими картами не достигло и 20%. До сих пор сильны позиции у производителей коммерческих карт на внутренних водных путях. Их продукция составляет реальную конкуренцию официальным ЭНК. В подтверждение этому могу привести такой факт: только в текущем году компания «НавМарин» выпустила первый на российском рынке навигационный комплекс NavCom Voyager для речного флота, работающий с официальными ЭНК. Ранее в большинстве случаев использовались только коммерческие электронные карты.
Выбор электронных карт
Выбор ЭНК, в первую очередь, зависит от маршрута навигации. Также необходимо учитывать, какой формат карт обеспечивает наиболее полное покрытие и какие из них корректируются наиболее часто. Лучше всего отдавать предпочтение ЭНК, имеющим широкую сеть дилеров. Это позволит избежать трудностей при их приобретении и обслуживании. Немаловажный момент - имеется ли у изготовителя лицензия на исходный картографический материал.
Электронные навигационные карты (ЭНК) продолжают активно внедряться на суда морского и речного флота. Периодическая корректура ЭНК, передаваемая по цифровым каналам связи, позволяет капитанам оперативно получить объективную навигационную картину по маршруту следования судна. Уже можно смело сказать, что цифровой формат вытеснил традиционные бумажные карты, которые еще 10 лет назад активно использовались во время плавания. Как работают ЭНК и какие из них лучше выбрать, рассказывает генеральный директор компании «НавМарин» Алексей МИГАЛИН.
Как работают ЭНК
Для навигации по морским путям с использованием электронных карт необходима электронно-картографическая навигационно-информационная система ЭКНИС (ECDIS). Она представляет собой компьютер на базе навигационного программного обеспечения, поддерживающего загрузку ЭНК. Если на борту установлены основная и дублирующая ЭКНИС, то капитан может полностью отказаться от использования бумажных карт. На сегодняшний день на рынке представлено небольшое количество производителей подобных систем, которые имеют одобрение Российского морского регистра судоходства (РМРС).
ЭКНИС – морской навигационный комплекс, соответствующий требованиям РМРС, а также определенному набору международных требований.
Для отображения ЭНК на внутренних водных путях (ВВП РФ) используется система отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ), требования к которой определены Российским речным регистром (РРР), либо электронно-картографическая система (ЭКС), представляющая собой упрощенную версию СОЭНКИ с меньшим размером дисплея.
Основное назначение навигационных систем на базе ЭНК – обеспечение безопасного судовождения за счет предоставления пространственных данных в условиях реального времени. Системы способны отображать не только статическую информацию, заложенную в навигационной карте, но и совмещать её с динамическими данными от ГНСС приёмника, системы АИС, радара, эхолота, метеостанции и др. На основании собранных от внешних датчиков данных система с лёгкостью проложит безопасный маршрут следования судна и будет контролировать движение судна до прибытия в пункт назначения.
Безопасность судоходства также обеспечивается за счёт наличия предупреждающих сигналов и тревог, которые позволяют заблаговременно реагировать на возникающие ситуации и оперативно принимать решения по их предотвращению.
От бумаги к S-100
Сейчас ЭНК выпускаются в незащищённом формате S-57. Это так называемые векторные карты. Они позволяют накладывать информацию от навигационных приборов, установленных на судне (радара, эхолота и т.д.). При этом позиция судна отображается на карте благодаря ГНСС приёмнику. Впоследствии ЭНК кодируются в формат S-63 для передачи в защищённом виде. Все ЭНК имеют определенную географическую «нарезку» и могут предоставляться поставщиком на различные сроки действия (3, 6, 9, 12 месяцев).
Векторный формат сменил растровые навигационные карты - обычные бумажные карты, переведенные в электронный формат и совмещенные с координатной сеткой. На них не изменяется масштаб, отсутствует дополнительная информация об объектах, нет возможности автоматизировать подачу сигнала тревоги. Использование растровых карт пришлось на переходный период от бумажного формата к векторному (80-е годы прошлого века), хотя они применяются и сейчас…
Стандарт Международной гидрографической организации (IHO) S-57, действующий с начала девяностых годов прошлого века, поддерживает информацию всех форматов, однако сегодня требует обновления. На его смену должен прийти стандарт ЭНК S-100 (работа над ним ведется уже более 10 лет), который значительно расширит возможности для судовладельцев. Например, благодаря 3D-инструментам позволит отслеживать приливы и отливы для определения текущей глубины, а также рельеф подводной части (батиметрия). Все это, естественно, позитивно скажется на безопасности плавания.
Официальные или коммерческие
Судовладельцы пользуются коммерческими и официальными ЭНК. Производителями коммерческих карт являются частные организации, официальных карт – государственные учреждения, в частности, Росморречфлот или Управление навигации и океанографии Минобороны России.
Считается, что официальные ЭНК более точные, поэтому предпочтение чаще отдается им. Такие выводы во многом основаны на появлении на рынке недоброкачественной коммерческой картографической продукции (неправильно указаны координаты, маяки стоят в нескольких милях от штатных мест). Однако не стоит думать, что все коммерческие ЭНК плохие. Существуют компании, работающие на рынке долгое время и заботящиеся о своей репутации, выпуская качественную продукцию.
Проблема на сегодняшний день заключается в том, что официальные ЭНК выпускаются не для всех водных маршрутов. Например, в 2000-х годах покрытие официальными морскими картами не достигло и 20%. До сих пор сильны позиции у производителей коммерческих карт на внутренних водных путях. Их продукция составляет реальную конкуренцию официальным ЭНК. В подтверждение этому могу привести такой факт: только в текущем году компания «НавМарин» выпустила первый на российском рынке навигационный комплекс NavCom Voyager для речного флота, работающий с официальными ЭНК. Ранее в большинстве случаев использовались только коммерческие электронные карты.
Выбор электронных карт
Выбор ЭНК, в первую очередь, зависит от маршрута навигации. Также необходимо учитывать, какой формат карт обеспечивает наиболее полное покрытие и какие из них корректируются наиболее часто. Лучше всего отдавать предпочтение ЭНК, имеющим широкую сеть дилеров. Это позволит избежать трудностей при их приобретении и обслуживании. Немаловажный момент - имеется ли у изготовителя лицензия на исходный картографический материал.
Печатное издание