logo
Главная Флотская династия современной России Романовы

Романовы

Костомаров Алексей

станочник

Романов Евгений Дмитриевич

начальник смены буксирного цеха

Романов Владимир Евгеньевич

слесарь-инструментальщик

Романов Валерий Евгеньевич

водитель передвижной высоковольтной лаборатории

Романова (Смирнова) Ираида Евгеньевна

газорезчица

Романов Вячеслав Евгеньевич

первый заместитель директора Инженерного центра

Романов Олег Вячеславович

сварщик ССУ корпусного производства

Романов Евгений Вячеславович

трубогибщик судоверфи

Автор: Маргарита Финюкова, заместитель директора музея истории завода «Красное Сормово».

Сормовская династия Романовых

Первый заместитель директора Инженерного центра ПАО «Завод «Красное Сормово» Вячеслав Евгеньевич Романов сегодня является старейшиной трудовой династии Романовых. Четыре поколения этой семьи связали свои судьбы с заводом «Красное Сормово»: общий трудовой стаж Романовых на заводе – 200 лет. Недалёк день, когда Вячеслав Евгеньевич отметит сразу два юбилея – 70-летие со дня рождения и 50 лет работы на «Красном Сормове».

Отцы и деды

Династия Романовых – рабочая, сормовская, а ещё точнее – высоковская (Высоково – одно из старинных сёл Балахнинского уезда, со временем вошедших в Сормовский район Нижнего Новгорода).

Евгений Дмитриевич РомановМария Алексеевна РомановаАлексей Костомаров, дедушка В.Е. Романова по материнской линии, ещё до революции работал станочником в механическом цеху. В том самом цеху, стена которого – самая древняя на территории завода – сохранилась до наших дней. Он работал на карусельном станке и слыл одним из лучших на заводе станочников. С женой Секлетеей вырастил троих детей.

Большая часть биографии отца Вячеслава Евгеньевича – Евгения Дмитриевича Романова (1908-1993) связана с цехом СК-2. В 1930-е годы работать на «Красном Сормове» было очень престижно, все рвались попасть на этот прославленный завод-гигант. Евгению Романову целый год пришлось «простоять в очереди», прежде чем его взяли трубопроводчиком в судостроительный цех. Пройдя ускоренные курсы мастеров в Сормовском машиностроительном техникуме, был назначен мастером в цех №1. Всю войну ковал орудие Победы – строил легендарные танки- «тридцатьчетвёрки». В 1949-м, в год 100-летнего юбилея завода, Е.Д. Романова перевели в буксирный цех (СК-2), где до 1971 года он трудился мастером, а затем начальником смены. Награждён орденом Ленина (1954), медалями, в том числе «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Дом в Высокове, на улице Землячки, Евгений Дмитриевич построил сам в конце 1920-х годов. Вместе с супругой Марией Алексеевной возили из леса брёвна на лошадях. В этом доме вырастили пятерых детей, трое из которых по стопам отца пришли на «Красное Сормово».

– У нас и мыслей не было, чтобы искать работу где-то в другом месте, – говорит Вячеслав Евгеньевич. – Такова семейная традиция: отец – на заводе, и дети – туда же.

Он с теплотой вспоминает добрейшую бабушку Секлетею, замечательный семейный дуэт: маму, которая хорошо пела, и отца, который подыгрывал ей на гитаре…

Братья и сёстры

Старший из сыновей, Борис Евгеньевич Романов, после окончания Горьковского речного училища, в начале 1950-х годов был направлен в Сталинград, на строительство Волго-Донского канала. Вернувшись в родной город, работал в ОКБМ (Опытное конструкторское бюро машиностроения), где вырос до должности главного энергетика. Один из его младших братьев, Владимир Евгеньевич, получил специальность слесаря-инструментальщика в РУ №3, до армии трудился на «Красном Сормове». А после армии в парне проснулась тяга к электро-энергетическим системам – и он по дорожке, проторенной старшим братом, пришёл в ОКБМ, работал электромонтажником.

Единственная дочь Е.Д. Романова – Ираида Евгеньевна Романова (Смирнова) в 1957 году поступила в цех СК-2 намётчицей. Про таких говорят – «рабочая косточка». Она бесстрашно и уверенно овладевала, казалось бы, не женскими профессиями. Когда цеху потребовались специалисты-клепальщики, обучилась клепальному делу на авиационном заводе. А потом выучилась на газорезчицу. В цехе 1-СМ, на открытом стапеле, принимала участие в строительстве сухогрузов типа «Сормовский», железнодорожных паромов для Каспия. Ираида Евгеньевна трудилась в передовой бригаде судосборщиков, в составе которой было всего две женщины – прихватчица и газорезчица. В мастерстве, выносливости и упорстве они не уступали мужчинам. Междонное пространство – всего 0,9 метра. В таких условиях, лёжа, приходилось производить работы – обрабатывать резаком монтажный стык. И.Е. Романова трудилась на заводе до выхода на пенсию в 1990 году.

Валерий Евгеньевич Романов внёс свой вклад в «копилку» трудового стажа романовской династии, проработав на «Красном Сормове» 15 лет. Он был водителем передвижной высоковольтной лаборатории в заводской ОЛКИП (объединённой лаборатории контрольно-измерительных приборов). Но его, как говорится, позвала дорога: сначала перешёл водителем городского автобуса, а потом и междугороднего.

Полвека с «Красным Сормовом»

Вячеслав Евгеньевич РомановСамый весомый по количеству лет вклад в семейный трудовой стаж – у Вячеслава Евгеньевича Романова, младшего из братьев. Он пришёл на завод в 1966 году сборщиком, в цехе СК-4 проходил полугодовую практику, будучи студентом Сормовского машиностроительного техникума. С 1967 по 1969 год служил в группе советских войск в Германии, выпускника техникума направили на завод по ремонту самолётов с реактивными двигателями.  В 1970 году Вячеслав Евгеньевич вернулся на «Красное Сормово» сборщиком корпусов металлических судов. В 1971 году – он уже мастер в цехе СК-2.

– В те времена мы собирали днищевые секции сухогрузов проекта 1557 «Сормовский», а также фундаменты для первых строящихся на заводе атомных подводных лодок проекта 670, – вспоминает Вячеслав Евгеньевич.

В 1976 году он становится инженером-конструктором в Отделе главного конструктора завода. С той поры, вот уже 40 лет его жизнь связана с этим подразделением: Отделом главного конструктора – Техническим центром – Инженерным центром. До начала 2000-х годов его работа была связана исключительно с подводным судостроением.

– В 1970-е годы в ОГК были три структуры: хозяева помещений АПЛ «Сёмга» проекта 671РТ; хозяева помещений АПЛ «Скат» проекта 670 и хозяева помещений дизельной подводной лодки «Сом» проекта 641Б, – рассказывает Вячеслав Евгеньевич. – Моя должность называлась инженер- конструктор – хозяин 6-го помещения АПЛ «Сёмга» проекта 671РТ. Всего в лодке было 8 отсеков-помещений. 6-е помещение – электромеханический отсек.

В 1980 году В.Е. Романов окончил Горьковский политехнический институт, специалиста с высшим образованием назначают руководителем группы. Он становится хозяином помещения ПЛ проекта 651Э «Нерка», модернизацию которой производили на заводе. В 1981 году Романов был назначен руководителем группы в группе главных конструкторов головной АПЛ проекта 945 «Барракуда».

С 1985 года – начальник бюро – главный конструктор заказов АПЛ проекта 945 «Барракуда» и проекта 945А «Кондор». Все четыре заказа этого проекта сдавались в Северодвинске, что было связано с длительными – до года – командировками.

С 1993 года Романов – начальник отдела и заместитель начальника Технического центра. С мая 1994 года – заместитель директора ТЦ, с 2001 года по настоящее время – первый заместитель директора Инженерного центра.

Чем запомнились эти годы?

1995-1996 годы – сдавали в Санкт-Петербурге две ДПЛ «Варшавянка» для ВМС Китайской Народной республики.

2000 год – начали строить буровое оборудование для Уралмашзавода. В.Е.Романов был главным конструктором бурового оборудования.

В 2005 году сдали последнюю ДПЛ «Варшавянка» ВМС Китайской Народной Республики.

Потом наступила эпоха коммерческого судостроения. Но всё же в 2006-2008 годах Романову вновь довелось поработать на подводный флот. Тогда на заводе проходил модернизацию глубоководный спасательный аппарат «Приз» постройки 1986 года. ГСА был оснащён новейшим цифровым оборудованием, успешно сдан в Петропавловске-Камчатском и сегодня надёжно обеспечивает службу российских моряков-подводников Тихоокеанского флота.

В.Е. Романов по долгу службы побывал на всех северных морях: от Балтийского, Белого, Баренцева – до Охотского и Японского.

С 2002 года производилось обслуживание непосредственно в цеху строительства 25-ти танкеров проекта 19614 для Волжского пароходства; с 2004 года – 15-ти танкеров проекта 196194; с 2008 года – 7-ми танкеров проекта RST22.

А с 2012-го года до настоящего времени – обслуживание в цеху 20-ти танкеров проекта RST27; с 2014-го – трёх дноуглубительных судов проекта TSHD 1000 для Росморпорта.

– За время работы на заводе и в Инженерном центре Вячеслав Евгеньевич участвовал в строительстве и сдаче всех кораблей, сухогрузных теплоходов и танкеров, как головных, так и серийных, – говорит директор Инженерного центра Сергей Игоревич Смирнов. – Он грамотный специалист и опытный руководитель, способный решать вопросы любой сложности.

За добросовестный творческий труд В.Е. Романов неоднократно поощрялся руководством завода: его фотография помещена на заводскую Доску почёта, в 2001 году он стал Лауреатом премии Нижнего Новгорода, а в 2007 году удостоен почётного звания «Заслуженный сормович». Вячеслав Евгеньевич награждён медалями «300 лет Российскому флоту», «100 лет подводному флоту России», знаками «80 лет военной приёмке» и «50 лет атомному подводному флоту».

Дети и внуки

Жена Вячеслава Евгеньевича, Вера Николаевна, всю жизнь проработала на авиационном заводе «Сокол» – бригадиром лаборатории спектрального анализа. А вот их сыновья верны заводу «Красное Сормово»: Олег – сварщик ССУ корпусного производства, Евгений – трубогибщик судоверфи.

Олег Вячеславович Романов окончил Сормовский машиностроительный техникум по специальности «сварочное оборудование». После армии, в 1991 году пришёл сварщиком в цех СК-5. Сегодня – электросварщик 5-го разряда, бригадир сварщиков сборочно-сварочного участка Корпусного производства. В этом году тоже отметит юбилей – 25 лет работы на заводе. Олег Романов был удостоен чести приваривать закладную доску на одном из сормовских танкеров.

Специальность Евгения Вячеславовича Романова – «трубогибщик судовой». Он также пришёл на завод – на трубомедницкий участок Судоверфи – после армии. А сегодня имеет 5-й разряд и 16 лет трудового стажа.

– Не подводят отца и дедов-прадедов, – говорит Вячеслав Евгеньевич о сыновьях. – Я рад, что они стали истинными судостроителями!

Когда в отцовском доме на улице Землячки собирается на семейные торжества родня самого «ближнего круга» – за стол садятся человек двенадцать. Ведь у Вячеслава Евгеньевича четверо внуков, и даже правнучка есть! А если собрать всех братьев и сестру с их семьями – это человек сорок наберётся.

На фото: В.Е. Романов с сыновьями.

Как попасть в раздел?

Информация на сайте размещается бесплатно, на постоянной основе и в открытом доступе. Членам каждой династии, информация о которой размещена в рубрике «Флотские династии современной России», выдается памятный диплом.

Претенденты на размещение информации в рубрике «Флотские династии современной России» должны представить по электронному адресу info@rus-shipping.ru (телефон для справок (812) 712-45-16, (812) 712-45-01) следующие материалы:

  • Эссе о династии, изложенное в свободной форме с объемом текста от 2 до 5 тыс. знаков.
  • Биографии каждого члена династии, описание их трудовых заслуг.
  • По возможности фотоматериалы, которые обязательно сопровождаются текстом, поясняющим изображение (кто изображен, когда, где, событие).
  • В качестве дополнительных материалов могут быть представлены копии публикаций в СМИ, иные материалы.