logo
Главная Финансы и страхование Новости Совещание по поводу компенсаций российским туристам, находившимся на лайнере Costa Concordia, состоялось в Ростуризме

Совещание по поводу компенсаций российским туристам, находившимся на лайнере Costa Concordia, состоялось в Ростуризме

В Ростуризме прошло совещание, посвященное теме компенсаций пассажирам, пострадавшим в результате крушения лайнера Costa Concordia. Во встрече приняли участие туроператоры, страховщики, юристы и представители отраслевых общественных организаций, сообщает пресс-служба РСТ.

Участники встречи отметили, что претендовать на возвращение стоимости прерванного круиза за счет финансового обеспечения ответственности туроператора  могут все туристы. Если  кто-то из пострадавших не захочет ждать компенсаций, обещанных компанией Costa Cruises, если их выплата затянется, он может обратится в турфирму, однако, как говорится в сообщении РСТ, получить деньги за турпакет и от туроператора, и от круизной компании не удастся.

По информации туроператоров, у всех российских пассажиров лайнера были стандартные страховки медицинских и медико-транспортных расходов на сумму от 30 до 50 тыс. евро.  По жанному полису никаких выплат туристам не предполагается, при необходимости средства страховых компаний идут на оказание медицинской помощи и транспортировку.

По информации РСТ,  9 туристов компании «Атлантис Лайн» дополнительно оформили полисы компании ERV (Туристическое страхование), по которым возмещению подлежат расходы на организацию и оплату необходимой медицинской и медико-транспортной помощи, а также траты, связанные с необходимостью прервать уже начатую поездку – по причине непредвиденных обстоятельств, возникших со средством водного транспорта.

Багаж никто из клиентов российских туроператоров не страховал  (стоимость 9 евро с человека за весь круиз).  В связи с этим,  туристы передают через турфирмы претензии на возмещение стоимости утраченных вещей, оценивая их в суммы от 5 до 30 тысяч евро. Некоторые перечисляют в заявлении только предметы одежды, но есть  также и указания на  «два жемчужных колье», профессиональную фотоаппаратуру и другие ценности. Costa пообещала компенсацировать утраченный багаж и в ближайшие дни озвучить предлагаемую сумму.

Оказалось, что  12 человек, которые покупали тур непосредственно в Costa Cruises, имеют страховку багажа, поскольку круизная компания настоятельно рекомендует ее оформлять. В результате они могут рассчитывать на такие выплаты:
– чемоданы, одежда, вещи личного пользования – 300 евро за зарегистрированный чемодан (регистрация происходит при посадке на лайнер);
– драгоценности, часы, меха – 400 евро за вещь, но не более 800 евро;
– фотооборудование – до 500 евро;
– спортивное оборудование – до 600 евро;
– медицинское оборудование – до 2600 евро;
– детские принадлежности (коляски и проч.) – до 400 евро.
 
Правда, как замечает РСТ, эти  туристы, не имея поддержки туроператоров, плохо  понимают, что им сейчас делать, и пока обратились в Ростуризм. Напомним, 16 января Costa Cruises объявила, что вопрос компенсационных выплат будет обсуждаться с каждым туристом лично. Поскольку эти 12 человек – клиенты собственно круизной компании, им остается ждать конкретных предложений.

РСТ подчеркивает, что размер возможных компенсаций – тема очень сложная. Costa Cruises в этом вопросе руководствуется Брюссельской конвенцией от 23 апреля 1970 года (Международная конвенция по контракту на путешествие, CCV), в частности, пунктом 11: «Организатор путешествия несет ответственность за любой ущерб, причиненный путешественнику в результате полного или частичного невыполнения своих обязательств, вытекающих из условий контракта и настоящей Конвенции. Любое государство может иметь свою собственную шкалу сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за причиненный ущерб, но не ниже уровня, зафиксированного в данной Конвенции».
 
Суммы по возмещению убытков, понесенных путешественником, в Конвенции зафиксированы во франках. Франки имеются в виду золотые, стоимость их зависит от цен на золото и даже в некоторых случаях определяется судом. Суммы возмещений в «понятных деньгах» обычно пересчитываются на момент принятия решения о компенсациях. Но, порывшись в недрах интернета, мы нашли суммы в евро, которые применяются в Италии согласно действующему там «Кодексу туризма» D.LGS. 79/2011 (Codice del turismo: decreto legislativo 79/2011).

Брюссельская конвенция устанавливает следующие пределы ответственности:
– 50000 франков за физический ущерб (около € 420 000);
– 2000 франков за материальный ущерб (около € 17 000);
– 5000 франков за любой другой ущерб (около € 42 000).
 
Эти цифры обозначают верхние границы компенсаций. РСТ предполагает, что юристы круизной компании постараются их максимально понизить – с учетом количества предполагаемых претензий и размера убытков. Поэтому российские юристы считают, что интересы пострадавших лучше отстаивать консолидировано, поскольку «каждого по отдельности легче уговорить».

Моральный вред,  по мнению заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского, во внесудебном порядке никто компенсировать не будет. Хотя не исключено, что Costa и здесь может предложить какой-то усредненный вариант, в том числе, чтобы минимизировать убытки. 
 
Как сообщила советник отдела правового обеспечения деятельности Ростуризма Наталья Залунина, координирующая юридическое сопровождение пострадавших туристов, катастрофа в Средиземном море попадает в сферу действия итальянского права и под юрисдикцию Генуи. Там находится основной офис Costa Cruises, и судебные заседания, если они состоятся, будут проходить в этом городе.
 
На совещании в Ростуризме также обсуждались проблемы, которые возникают у туристов, которые планировали отправиться в круизы на лайнере Costa Concordia в ближайшее время. Некоторые из них в момент крушения уже находились за рубежом и, ожидая предложений от Costa Cruises по альтернативным маршрутам, оплачивают сейчас свое проживание и питание. Есть туристы, которые решили отказаться от альтернативного круиза и просто отдохнуть «на земле». А те, кто уже выбрали другой круиз и планируют вскоре отправиться в поездку, сталкиваются в России с затруднениями при перебронировании авиабилетов.