logo
Главная За рубежом Новости Строительство терминала в порту Раджин (Северная Корея) практически завершено - Владимир Якунин

Строительство терминала в порту Раджин (Северная Корея) практически завершено - Владимир Якунин

Строительство морского терминала в порту Раджин (Северная Корея) практически завершено. Как указано в сообщении ОАО «РЖД», об этом заявил президент железнодорожной компании Владимир Якунин на встрече с министром железных дорог КНДР Чоном Гиль Су, проведенной в рамках церемонии торжественного открытия после реконструкции участка железной дороги Хасан (РФ) – Раджин (КНДР). По словам Владимира Якунина, в реконструкцию железнодорожной линии Хасан - Раджин инвестировано более 5,5 млрд руб., в портовый терминал - 3,5 млрд руб.

Строительство терминала включает целый комплекс мероприятий по дноуглублению, строительству новой причальной стенки, оборудованию складских площадок, строительству производственных и служебных зданий и сооружений, укладке внутритерминальных железнодорожных путей.

«Порт рассчитан на перевалку 4 млн тонн грузов, но это не предел. Мы уверены, что грузовая база будет расширяться, через порт пойдут контейнеры. Строительство портового терминала уже практически завершено, и мы уже сегодня видим заинтересованность со стороны иностранных клиентов и партнеров», - отметил Владимир Якунин.

В настоящее время совместно с корейской стороной завершается согласование инструкции по движению поездов на этом участке и график движения. Для обеспечения взаимодействия новой линии как с железнодорожной сетью КНДР, так и с сетью российских железных дорог планируется создание единого диспетчерского центра с участием специалистов совместного предприятия «РасонКонТранс» и транспортной компании «Тонхэ» министерства железных дорог КНДР.

«В 2001 году президент Российской Федерации Владимир Путин и глава Северной Кореи Ким Чен Ир договорились о развитии сотрудничества по реконструкции участка железной дороги Хасан - Раджин и созданию портового терминала. Лидеры двух государств рассматривали проект как часть реконструкции всей Транскорейской магистрали. Это будет самый короткий транспортный маршрут из Азии в Европу и обратно», - заявил Владимир Якунин на торжественном митинге.

По его словам, реализация проекта Хасан – Раджин уже открыла новые перспективы многостороннего международного сотрудничества, важные как для торгово-экономической зоны Расон КНДР и Дальневосточного региона, так и для государств в целом.

«Этот железнодорожный участок станет транспортным путем дружбы, способствующим совместному экономическому и транспортному развитию наших стран и улучшению благосостояния наших народов, а также будет надежным международным транспортным узлом, соединяющим Азию и Европу», - сказал министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су.

Напомним, практическая реализация проекта осуществлялась с 2008 года, когда между ОАО «РЖД» и министерством железных дорог КНДР было заключено соглашение о сотрудничестве.

В октябре 2008 года на станции Туманган было торжественно уложено первое звено рельсошпальной решетки, что стало началом реконструкции железнодорожного участка Хасан – Раджин.

В 2009 году для реализации проекта ОАО «Торговый дом РЖД» (дочернее общество ОАО «РЖД») и портом Раджин было создано совместное предприятие «РасонКонТранс», которое заключило договор аренды железной дороги на участке Туманган – Раджин с компанией «Тонхе» Министерства железных дорог КНДР на срок 49 лет.

Финансирование работ осуществлялось за счет уставного капитала «РасонКонТранс» и заемных средств, привлекаемых им на основе бизнес-плана проекта.

В рамках проекта была проведена реконструкция 54 км совмещенного железнодорожного пути с шириной колеи 1435 и 1520 мм, восстановлены искусственные сооружения – 18 мостов, 12 водопропускных труб и 3 тоннеля общей протяженностью свыше 4,5 км. Кроме того, установлено современное оборудование сигнализации, централизации, блокировки и связи.

Как рассказал директор по развитию компании «Морстройтехнология» Сергей Семенов, проектирование терминала РЖД в порту Раджин началось в 2008 году с предварительной концепции.

«После разработки нашей компанией проектной документации, специалистами «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» в 2010 году был разработан бизнес-план «Проекта реконструкции участка железной дороги ст. Хасан (Россия) - ст. Раджин (КНДР) и развития контейнерного терминала в порту Раджин»»,  - отметил он.

Портовый терминал, по словам Семенова, рассматривался как логичное завершение участка железной дороги Хасан - Раджин. В целом проект затрагивал в первую очередь
реконструкцию железной дороги и дополнительно к этому реконструкцию портового терминала.

Для реализации проекта было создано совместное предприятие «РасонКонТранс», деятельность которого включала реконструкцию участка Транскорейской железной дороги Туманган - Раджин протяженностью 54 км, строительство контейнерного терминала в порту Раджин и последующую эксплуатацию (коммерческое использование) данной инфраструктуры. Бизнес-план был рассчитан на грузопоток на уровне 100 тыс. TEUs в год в одну сторону.

По предварительным оценкам, обратный грузопоток оценивался на 10% груженый и на 90% порожний. При этом мощность проектируемого терминала была больше и обеспечивала возможность наращивания грузопотока при необходимости.

«На начальном этапе проектирования СП провело успешные переговоры с производителями автокомплектующих, а также других товаров из Южной Кореи и грузопоток был гарантирован. Также подразумевалось, что зарубежной грузовой базой для порта Раджин будут выступать контейнерные грузы Японии», - пояснил Сергей Семенов.

Однако впоследствии от идеи контейнерного терминала пришлось отказаться, главным образом, из-за изменения экономической конъюнктуры в регионе - техногенная авария в японской Фукусиме увеличила потребность в российском угле.

В настоящее время терминал позволяет перегружать 4 млн тонн угля в год. При этом имеются резервы и при относительно небольших капитальных вложений мощность терминала может быть доведена до 6 млн твг, что соответствует провозным возможностям железной дороги.

«На сегодняшний день полностью от идеи контейнеров как грузопотока РЖД не отказались. Принципиально терминал реализован так, чтобы обеспечить быстрый переход к любым другим генеральным грузам и в частности при необходимости вернутся к возможности осуществлять перевалку контейнеров», - считает Семенов.