logo
Главная За рубежом Новости Канада снаряжает в пролив Виктории экспедицию для исследования Арктики

Канада снаряжает в пролив Виктории экспедицию для исследования Арктики

Канада возобновляет археологические и гидрографические исследования в  проливе Виктории  с целью   поиска экспедиции Джона Франклина, погибшей  в конце 1840-х годов. Об этом сообщает на своем сайте премьер-министр Канады Stephen Harper

Данная экспедиция,  по крайней мере, шестая попытка найти следы исследователей канадской Арктики.    В течение 150 лет  Канада неоднократно посылала в Арктику поисковые экспедиции, но проект 2014 года  в проливе Виктория является  самым амбициозным из всех, реализованных до сих пор, пишет Stephen Harper.

Как сообщает премьер-министр Канады,  экспедиция позволит собрать важную информацию об одном из самых отдаленных районов страны, углубив  понимание Арктики. Костяк  экспедиции составляют  четыре судна – корабль канадской береговой гвардии Sir Wilfrid Laurier, корабль ВМС Канады Kingston, исследовательское судно Martin Bergmann Фонда исследования Арктики (Arctic Research Foundation) и судно круизной компании One Ocean Voyager. Кроме них для обслуживания экспедиции будут использоваться и другие суда, из них два судна гидрографической службы Канады, гидрографические  катера Kinglett и  Gannet, научно-исследовательское судно  управления «Парки Канады», а также автономный подводный аппарат Arctic Explorer Министерства национальной обороны Канады.

Вместе эти суда и катера смогут исследовать океанское дно сонарами  при поисках остатков судов экспедиция Франклина.

 

Описывая планы экспедиции, премьер-министр подчеркивает, что она имеет несколько основных  целей:  во-первых,  отметить  одну из ярких страниц в истории страны, связанную именно с исследованиями севера, во-вторых, привлечь внимание к перспективам коммерческого освоения Северо-Западного прохода, поскольку он представляет один из самых коротких маршрутов между Европой и Дальним Востоком, однако этот путь до сих пор плохо описан картографически, что несет риски кораблекрушений и нанесения  ущерба окружающей среде. Премьер-министр считает, что Север-Западный проход  обещает стать важным маршрутом  в течение уже ближайших десятилетий как для Канады, так и для международного сообщества, привлекая инвестиции со всего мира. (Напомним, что в сентябре 2013 года через Северо-Западный проход впервые совершило успешный рейс датское судно  Nordic Orion, длиной  225 метров с грузом угля на борту – прим. Российского судоходства). В  связи с этим  правительство страны надеется получить  от проживающих в  регионе коренных народов (иннуитов) согласие на реализацию проектов по развитию арктических территорий. В рамках «Стратегии по развитию севера Канады»  правительство продолжит исследования для закрепления суверенитета Канады над определенными арктическими районами, в частности, имеется в виду строительство постоянной арктической  исследовательской станции и глубоководного порта в Артике.

Результаты экспедиции будут представлять общественности через Королевское географическое общество Канады, указывает премьер-министр, для чего будет создан специальный веб-сайт, на котором будут представлены карты, материалы   исследований, бортовой журнал капитанов и т.д.

На основе материалов экспедиции  предполагается создать учебную программу, поддержка которой уже обещана со стороны  компаний  W. Garfield Weston Foundation, OOE, Shell Canada и  ARF.

Канада надеется опробовать в ходе экспедиции 2014 года новые технологии и инновации, в частности, премьер-министр отмечает аппарат Arctic Explorer, разработанный  International Submarine Engineering Ltd de Port Coquitlam. Аппарат оснащен  сонаром высокой разрешающей способности производства Кraken Sonar Systems Inc.,   и радиоуправляемой  акустической системой  Omnitech Incorporated, производства  Dartmouth. Упоминается также и другое оборудование, например,  знаменитый спутник RADARSAT-2 Канадского космического агентства, который обеспечит снимками  партнеров экспедиции.

Интересным фактом является то, что в экспедиции примет участие частная компания OOE, организующая летом круизы в Арктику, арендуя в Европе  исследовательское судно. В рамках экспедиции в пролив Виктории 2014 года  OOE будет выполнять функции платформы для базирования автономных  аппаратов и  размещения членов экипажей .

  • Напомним, что в настоящее время интернациональный статус Арктики закреплен в международных соглашениях по Арктике. Арктический регион  поделен на пять секторов ответственности между Россией, США, Канадой, Норвегией  и Данией, однако  точная граница Арктики не определена. В августе Канадауже отправила  ледоколы береговой охраны Канады Terry Fox и Louis S. St. Laurent  в шестинедельную экспедицию, цель которой – составление карты подводного рельефа, резальтаты которой  должны быть представлены в поддержку  заявки Канады на расширение принадлежащих ей водных пространств в северных широтах.