logo
Главная За рубежом Новости Подсчитана экономическая эффективность контейнеровозов с атомными энергоустановками

Подсчитана экономическая эффективность контейнеровозов с атомными энергоустановками

Использование малых модульных реакторов (SMR) на контейнеровозах способно устранить затраты на бункерное топливо — до $50 млн в год — и снизить углеродные платежи еще примерно на $18 млн. При этом суда могут работать на более высокой скорости и сохранять экономическую эффективность. Это следует из опубликованного нового анализа, подготовленного Lloyd’s Register и LucidCatalyst для Seaspan Corporation.

По расчетам авторов, контейнеровоз вместимостью 15 тыс. TEU с ядерной установкой и скоростью 25 узлов (на 39% быстрее традиционных судов) может выполнять 6,3 круговых рейса в год против 5 рейсов у судов на обычном топливе. Это повышает годовой грузооборот до 38%. Дополнительно применение реактора освобождает до 5% пространства за счет отказа от топливных систем.

В отчете отмечается: если отрасль сформирует консорциум и заявит спрос на более чем 1000 реакторных установок в течение 10–15 лет, серийное производство может снизить стоимость до $750–1000 за киловатт, что заметно ниже уровня традиционных АЭС. Один модуль способен работать около пяти лет без дозаправки и обслуживаться в стандартные сроки докования.

Авторы предполагают, что при запуске интенсивной программы коммерческая готовность технологий может быть достигнута через четыре года при стоимости систем ниже $4 тыс. за кВт и стоимости топлива менее $50 за МВт·ч. Потенциальный рынок оценивается в 40–90 ГВт к 2050 году — в зависимости от регулирования и темпов внедрения.

В документе также приводятся рекомендации по формированию конкурентной цепочки поставок, избежанию зависимости от одного вендора и моделям лизинга реакторных установок, которые могли бы снизить первоначальные затраты для судовладельцев. Исследование станет первой фазой трехэтапной программы: следующие этапы включат проработку концепций, взаимодействие с регуляторами, портами и верфями, а затем — подготовку детальной карты внедрения.

Представители Lloyd’s Register, Seaspan и LucidCatalyst в комментариях отмечают, что ядерная тяга может стать масштабируемым, безопасным и экономически оправданным вариантом для коммерческого флота, обеспечивающим нулевые прямые выбросы и независимость от мирового рынка бункеровки.

Малые модульные реакторы (SMR) — компактные ядерные энергетические установки заводского изготовления. Рассчитаны на серийный выпуск, повышенную безопасность и длительные межсервисные циклы. В морских проектах рассматриваются как потенциальный источник высокомощной безуглеродной тяги.