В ГУМРФ прошел круглый стол по перспективам развития внутренних водных путей в рамках российско-финского проекта INFUTURE
На площадке Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова в режиме видеоконференции прошел круглый cтол «Перевозки водным транспортом и потенциальные грузовые потоки». Об этом говорится в сообщении пресс-службы Росморречфлота.
Мероприятие стало первым в серии круглых столов по двустороннему проекту «Будущий потенциал внутренних водных путей» (INFUTURE), три из которых проводит российская сторона в лице ГУМРФ, и еще три запланированы финской стороной на эту осень.
От России в работе круглого стола принимали участие проректор по научной и инновационной деятельности Татьяна Пантина, исполняющий обязанности руководителя ФГУ «Сайменский канал» Максим Невежин, директор компании Морское грузовое бюро Андрей Ющенко, доцент кафедры менеджмента на водном транспорте, менеджер проекта INFUTURE от ГУМРФ Анатолий Бурков, директор компании ILOT Михаил Пимоненко, коммерческий директор компании Нева-Хаген Антон Свечкарев, старший менеджер флота компании «Нева-Хаген» Дмитрий Неслухов, начальник службы регулирования движения судов ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Алексей Сидоров, руководитель центра «БизКон» Алексей Варшавский, представитель Международной Академии транспорта Юрий Чижков.
Со стороны Финляндии принимали участие партнер компании «Брейв Лоджистикс», заместитель председателя правления Ассоциации водных путей Финляндии (FWA) Пекка Коскинен, исполнительный директор Ассоциации водных путей Финляндии (FWA) Хелли Коуккола-Тексейра, менеджер проекта INFUTURE Университета прикладных наук Юго-Восточной Финляндии (XAMK) Тоомас Любек.Открывая круглый стол, Татьяна Пантина кратко отметила потенциальные возможности развития перевозок по Сайменскому каналу в приграничном сообщении между Россией и Финляндией. В свете поднятых проектом INFUTURE проблем, дискуссии на круглых столах, по ее словам, направлены на поиск причин снижения грузопотоков на Сайме и возможностей привлечения новых грузов, в том числе переключения на воду некоторых грузопотоков, например, круглого леса, с автомобильного транспорта; возможные направления развития инфраструктуры водных путей для повышения безопасности судоходства; оптимальные характеристики судов при строительстве нового флота.Анатолий Бурков выступил с докладом «Программа ПС Россия — Юго-Восточная Финляндия, структура и цели реализации проекта INFUTURE». Он отметил, в частности, важность Программы ПС и проекта INFUTURE для развития отношений между странами и улучшения условий для бизнеса.
Пекка Коскинен в своем докладе «INFUTURE project. Cargo potential of inland waterways» привел обобщенную статистику перевозок на Сайменских озерах и канале, отметив, что Россия сохраняет первое место среди импортеров товаров Финляндией по Сайменской водной системе.Максим Невежин, представляя администрацию Сайменского канала от России, в своем докладе напомнил, что порядок судоходства по Сайменскому каналу основывается на международных договорах между Россией и Финляндией. Также он привел данные о протяженности участков канала на российской и финской территориях, глубинах, уровнях воды, максимальных габаритах судов. Говоря в дополнение доклада Пекки Коскинена о развитии Сайменского канала, Максим Невежин подтвердил, что Финляндия представила проект такого развития, уже выполнила замену нижних ворот шлюзов, ввела в эксплуатацию новые мосты на своей территории. Обе страны выполнили работы по математическому моделированию прохождения некоторых участков судами большей грузоподъемности. Россия согласно своим планам должна возобновить строительство морского пункта пропуска Брусничное на канале для проведения на современном уровне таможенных и пограничных процедур в отношении грузовых судов, грузов и их экипажей.
Далее докладчик остановился на объемах перевозок и судопропуска по каналу, отметив их некоторую отрицательную динамику для грузовых судов за последние годы. Обобщая свое выступление, Максим Невежин отметил проблемные, на его взгляд, вопросы по обсуждаемой теме.Хели Коуккола-Тексейра прокомментировала: потенциал роста на Сайме есть, и, несмотря на наличие проблем, они преодолимы путем диалога, совместных встреч и конструктивной общей работы.
Следующим по программе круглого стола выступил Тоомас Любек с докладом на тему «Stakeholder thoughts on multimodal and containers». Выступающий поднял такие вопросы, как потенциал внутреннего водного транспорта – проблемы, поднятые компаниями-грузоотправителями; идеи относительно совместного использования грузовых мест на судах внутреннего водного транспорта; перспективы контейнеризации на внутреннем водном транспорте Финляндии; применение тренажеров для подготовки судоводителей и лоцманов на Сайме с учетом изменения в ближайшем будущем гидроузлов, некоторых участков судового хода; возможные характеристики портов-хабов для участия в мультимодальных перевозках с участием внутреннего водного транспорта. Его доклад был основан на результатах проведенного Университетом Юго-Восточной Финляндии опроса представителей бизнеса в своем регионе программы приграничного сотрудничества.Представитель компании «Нева-Хаген» Антон Свечкарев привел краткую справку о развитии своей компании, истории ее появления на Сайме, типах эксплуатируемых судов; остановился на примерах перевозок, инновациях в технических решениях на судах под конкретные виды грузов, попытках освоить новые виды рынков.
Выступивший далее Дмитрий Неслухов отметил зависимость проектов развития Саймы от рынка Северного и Балтийского морей; важность привлечения отечественных судостроительных предприятий для постройки перспективных судов; важность связи создания и развития собственных компаний для формирования спроса и предложения и грузопотоков водного транспорта.Андрей Ющенко как один из соисполнителей по первому рабочему пакету проекта INFUTURE подтвердил поиск групп компаний со стороны России и Финляндии, осуществляющих перевозки по внутренним водным путям или имеющих потенциал выхода на внутренний водный транспорт.
Проект «Будущий потенциал внутренних водных путей», INFUTURE, финансируемый Финляндией, ЕС и Россией, состоящий из блоков научно-прикладных исследований в области водного транспорта, а также конференций, круглых столов и других совместных мероприятий, стартовал в ноябре 2018 года и реализуется в течение трех лет.