IМО предлагает исключить пункты фрахтователей о запрете смены экипажа в договорах фрахта
Генеральный секретарь IMO Китак Лим высказался против оговорок о «запрете смены экипажа» в чартерных соглашениях, указав, что такие положения усугубляют неприемлемое положение попавших в беду моряков и подрывают усилия, предпринимаемые мировым сообществом для разрешения проблемы, связанной с ротацией экипажей судов в условиях ограничений на перемещение.
Так называемые пункты в соглашениях «без смены экипажа», которые оговариваются некоторыми фрахтователями, гласят, что никакие смены экипажа не могут осуществляться, пока груз фрахтователя находится на борту, - следовательно, судну не разрешается отклоняться от курса и заходить в порты, где может проводиться ротация экипажа. Об этих тревожных тенденциях в последние недели известно специальной группе учрежденной IMO для решения проблемы моряков (SCAT).
В заявлении (циркулярное письмо от 18 декабря 2020 года), которое поддержала Международная организация труда (МОТ), Китак Лим призвал всех фрахтователей воздерживаться от просьб о включении в чартерные соглашения пункта «без смены экипажа» и далее призвал судовладельцев и операторов отклонять их, если на них настаивают.
На последней 107-й сессии Юридического комитета IMO (LEG 107), международные организации выступили с заявлениями, в которых осудили использование пункта о запрете смены экипажа в чартерных контрактах. Комитет предложил представить материалы по этому вопросу на 108-й сессии, запланированной на июль 2021 года.
По состоянию на 18 декабря 46 государств-членов IMO и один ассоциированный член присвоили морякам статус работников, выполняющих важные для общества функции («ключевые работники») Это необходимо для того, чтобы освободить этих специалистов от конкретных ограничений связанных с пандемией коронавируса на перемещения между страной своего проживания и судами и выезжать по окончании срока действия контракта. Есть и другие обнадеживающие признаки улучшений в применении разработанной в отрасли структуры протоколов для обеспечения безопасной смены экипажа и передвижения во время пандемии, которые были одобрены Комитетом по безопасности на море и распространены в виде циркуляра MSC.1 / Circ.1636.