Ученые ГУМРФ предложили использовать ледозадерживающие запани для обеспечения круглогодичной эксплуатации речных ГТС на юге России
Специалисты ГУМРФ им. адм. О. С. Макарова в ходе научной работы обосновали технические решения для обеспечения круглогодичной эксплуатации речных гидротехнических сооружений (ГТС) на юге России. Об этом «Российскому судоходству» сообщили в университете. затруднений. Запань состоит из двух глухих береговых участков (левого и правого) и центрального открывающегося.
Конструкция ледозадерживающей запани была разработана в рамках проведенного университетом иссследования с целью выявления возможности круглогодичной навигации на внутренних водных путях в направлении Каспий - Азов. Главной задачей при этом стало обеспечение эксплуатации ГТС в ледовых условиях. Для движения судов в подходных и судоходных каналах шлюзов была предложена конструкция ледозадерживающей запани с подвижной погружной частью, которая устанавливается перпендикулярно к оси судового хода на расстоянии 500-600 м от верхних голов шлюзов.
Помимо этого для поддержания трассы подходных каналов в незамерзающем состоянии предложено использовать пневмоустановки с системами барботажа. Компрессорная установка через перфорированные трубопроводы или отдельные сопла подает в придонные слои воды сжатый воздух, пузырьки которого движутся вверх, увлекая за собой более теплые нижние слои воды, тем самым препятствуя ледовым образованиям и растапливая их. Система барботажа включает в себя компрессорную станцию, осушительную установку, воздухораспределительную сеть, состоящую из магистральных и распределительных воздуховодов, имеющих сопла для выпуска воздуха.
Чаще всего пневмоустановки для подходных каналов состоят из перфорированных трубопроводов, уложенных на дно зигзагообразно.