Потребности ФГУП «Атомфлот» в специалистах удвоятся к 2030 году
На судах ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») в настоящее время работает 1,2 тыс. человек, через 7 лет их число увеличится вдвое. К 2030 году в состав атомного ледокольного флота будут входить 13 ледоколов: семь универсальных атомных ледоколов, атомный ледокол «50 лет Победы», головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 и четыре неатомных ледокола, сообщает пресс-служба предприятия.
Такие данные прозвучали в Санкт-Петербурге 17 марта 2023 года на конференции руководителей кадровых служб судоходных компаний, организованной Атомфлотом и ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» при поддержке общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства». В мероприятии приняли участие более 40 представителей судоходных компаний и крюинговых фирм.
Представитель Российской палаты судоходства отметил, что решением проблемы оттока кадров плавсостава на иностранные суда может стать расширение практики целевого обучения. Закрепление кадров плавсостава может быть достигнуто в результате возложения на выпускника, получившего образование за счет бюджетных средств, обязанности отработать определенное время на судах российских судовладельцев.
По словам заместителя генерального директора по персоналу и коммуникациям ФГУП «Атомфлот» Марии Нуждиновой, изменения в экономике, геополитике и эпидемиологической обстановке непрерывно влияют на рынок труда. В этих условиях важно иметь объективную картину потребностей судоходных компаний, чтобы сформулировать верный запрос крюинговым фирмам и учебным заведениям. «Всем известна специфика Росатомфлота — это работа на судах с ядерной энергетической установкой. Она требует дополнительных компетенций, но конференция позволила выявить нам, что наши потребности в персонале такие же, как и у партнеров, — отметила она. — Критически важные должности на флоте: первые старшие помощники капитана, электромеханики, вторые старшие вахтенные механики, рядовой состав разных должностей. Они востребованы как в атомном ледокольном флоте, так и в других судоходных компаниях».
Участники конференции отметили, что сейчас ключевыми мотивационными факторами для этих специалистов являются уровень оплаты труда, работа на новых судах, карьерный рост и наличие пакета социальных гарантий.
ФГУП «Атомфлот» не ограничивается только поиском специалистов на рынке труда, но и совершенствует систему профессиональной подготовки на предприятии. Это одни из видов замещения критически важных должностей на судах. Например, сейчас на обучение штурмана от третьего помощника капитана до первого старшего помощника капитана в среднем уходит 8-15 лет. «Перед нами стоит задача в ближайшее время оптимизировать эти сроки подготовки специалистов без ущерба профессиональным компетенциям, — сказала Мария Нуждинова. — У наших коллег в других судоходных компаниях на подготовку того же старшего помощника капитана уходит от 8 до 10 лет. Мы должный выйти к этому уровню».
Особое внимание представители кадровых служб судоходных компаний уделили взаимодействию со средними специальными и высшими учебными заведениями. В приветствии ректора ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергея Барышникова, с которым выступил директор департамента по конвенционной подготовке Александр Горобцов, была подчеркнута значимость взаимодействия университета с судоходными компаниями и с кадровыми службами. В ходе совместной работы актуализируются образовательные программы, вносятся предложения по обновлению национальных и международных стандартов.
В соответствии с данными мониторинга потребности ФГУП «Атомфлот» в выпускниках образовательных организаций на период 2023-2032 годов составляют 299 человек. Росатомфлотом заключены соглашения о социальном сотрудничестве с ведущими морскими и техническими вузами страны. Среди них: ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», ФГАОУ ВО «Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова».
Фото предоставлено ФГУП «Атомфлот»