logo
Главная Актуально По Дону на подводных крыльях

По Дону на подводных крыльях

Автор: Кристина Ткачева

По Дону на подводных крыльях
Возрождение пассажирских перевозок водным транспортом, обеспечение безопасности судоходства на Дону, восстановление грузооборота в морских портах Азов и Ростов-на-Дону — все это обсудили участники заседания Морского совета при правительстве Ростовской области.
Копать глубже
В навигацию 2023 года дноуглубление в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей запланировано в объеме 797,3 тыс. куб. м (в 2022 году — 806,6 тыс. куб. м), будет разработано 27 лимитирующих перекатов. В основном данные участки расположены на отрезке от Кочетовского гидроузла до Манычского переката.
 
«Дноуглубление в бассейне началось 15 марта 2023 года и проводилось до 31 марта включительно. С 1 апреля работы были прекращены в связи с нерестовым периодом. С 1 июня администрация вновь приступила к дноуглублению. Помимо дноуглубления в целях обеспечения безопасности судоходства и обеспечения максимальных габаритов водного пути выполнено 140 русловых съемок. На весь период 2023 года план составляет 350 съемок», — рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев.
По его словам, навигация 2023 года будет полноводной, Цимлянское водохранилище набрано «до очень хороших отметок — 35,77 БС». При этом расходы соответствуют  судоходным попускам — 410 куб. м/сек, что позволит всю навигацию работать с гарантированными габаритами судовых ходов. Перед началом навигации была выставлена судоходная обстановка, весь водный путь на реке Дон был полностью протравлен, а все ГТС подготовлены к работе. 
На Азово-Донском морском канале в 2023 году дноуглубление запланировано в объеме 350 тыс. куб. м. Работы будут выполняться в период с июля по ноябрь.
«В 2022 году ремонтные дноуглубительные работы на канале проводились собственными силами Росморпорта с июля по декабрь, а общий объем составил 192 тыс. куб. м грунта. При этом с 2021 года навигационная глубина на Азово-Донском морском канале составляет 4,1 м», — уточнил начальник Азовского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт» Михаил Ожередов.
В 2023 году дноуглубление будет проходить с июля по ноябрь, а к работам планируется привлечь флот ФБУ «Администрация «Волго-Дон» — на объем 150 тыс. куб. м. Данные работы будут выполнены земкараваном на базе многочерпакового земснаряда «Донской 405».
«На Донецком перекате реки Дон обеспечена навигационная глубина 4 м. В 2022 году проведение дноуглубления не потребовалось. Весенние промеры 2023 года также показали отсутствие необходимости дноуглубительных работ», — добавил Михаил Ожередов.
В состав дноуглубительного флота Азовского управления входит 11 судов: два  многочерпаковых земснаряда, шесть самоходных саморазгружающихся шаланд, две мотозавозни.
Кроме того на этот год запланировано завершение разработки документации на выполнение дноуглубительных работ на судоходном участке реки Дон от 3121 км до 3169 км. На основании этих разрешительных документов управление будет обеспечивать навигационные габариты на этом участке вплоть до 2033 года. Навигационная глубина составит 4 м.
Для обеспечения безопасности судоходства в портах Азов и Ростов-на-Дону на 94 км выставлено 220 средств навигационного оборудования. С 2022 года все летние СНО оснащены автономными светооптическими аппаратами, работающими на солнечной энергии, которая позволит уйти от необходимости устанавливать источники питания.
Грузооборот пошел вверх
В морских портах Ростов-на-Дону и Азов начал восстанавливаться грузооборот, оба порта показывают хорошую динамику, которая превышает показатели 2021 и 2022 годов.
«Ограничение судоходства в связи с началом СВО, беспрецедентное санкционное давление не могли не сказаться на работе морских портов. Грузооборот порта Азов в 2022 году снизился на 6,2% и составил почти 8 млн тонн, грузооборот порта Ростов-на-Дону снизился на 3,5% — более 15 млн тонн. При этом интенсивность судоходства продолжала оставаться высокой», — напомнил Михаил Ожередов.
По итогам 5 месяцев 2023 года, в морском порту Ростов-на-Дону перевалено 7,1 млн тонн (+43,8% к аналогичному периоду 2022 года), а в порту Азов — 4 млн тонн (+69,9%).
Кроме того во время заседания Морского совета были подведены итоги зимней навигации. Напомним, период ледокольных проводок в морском порту Ростов-на-Дону начался 6 декабря 2022 года, а в Таганроге и Азове — 7 декабря, а завершился одновременно — 10 марта 2023. Таким образом, длительность периода составила в портах Азов и Таганрог 93 суток, а в порту Ростов-на-Дону — 94.
Всего за время зимней навигации 2022-2023 годов количество проведенных судов в морские порты Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог составило 3329 ед. Суммарный грузооборот по этим портам в данный период оказался на уровне 7 млн тонн.
«Ледовые условия прошедшей зимы можно охарактеризовать как умеренные. Наибольшего развития ледовый покров достигал в конце января, когда кромка льда находилась в районе косы Долгой и максимальная толщина льда достигала 15 см. Максимальная длина маршрута ледокольных проводок составила 102 мили до порта Ростов-на-Дону», — рассказал руководитель администрации морских портов Азовского моря Сергей Сафоничев.
В Азовском море для проводок были задействованы четыре ледокола «Капитан Мошкин», «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов» и «Капитан Крутов», а также вспомогательное судно арктического класса «Георгий Седов» и портовые буксиры. В эту навигацию не эксплуатировались портовые ледоколы «Кама» и «Капитан Харчиков», так как они были списаны и утилизированы. Ранее эти суда обеспечивали швартовки в морских портах. По словам Сергея Сафоничева, на данный момент полноценной замены таким малым ледоколам нет, а в связи с присоединением новых территорий и для обеспечения стабильной работы необходимо обновление флота и увеличение количества работающих ледоколов в бассейне.
Пассажирский флот для региона
Отдельно во время заседания обсудили восстановление пассажирских перевозок на Дону. В первую очередь речь шла о возможности городов Ростовской области принимать круизные суда. Так, в Таганроге для этих целей был установлен плавучий причал. 2 июля 2023 года к нему пришвартовалось первое судно — теплоход «Константин Федин».
Как рассказал начальник Азовского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт» Михаил Ожередов, предприятие заранее подготовило подходы к причалу и провело дноуглубление в объеме 70 тыс. куб. м.
Длина причала составила 96 м, ширина — 16 м. Причал может принимать пассажирские суда длиной до 141 м. Ожидается, что ввод нового объекта окажет положительное влияние на туристическую привлекательность города Таганрог.
В 2024 году в регионе должны начаться пассажирские перевозки на скоростных судах на подводных крыльях. В апреле этого года правительство Ростовской области приняло решение о создании судоходной компании — АО СПК «Дон». Для нее закупят два судна «Валдай 45Р», которые должны прибыть до конца октября 2023 года.
«От Ростова-на-Дону до станицы Романовской изучены все возможные причальные сооружения, существующие гидротехнические сооружения, причалы муниципальных образований и локации возможных туристических мест. На сегодняшний день могу сказать, что по четырем позициям мы уже готовы заключать договоры аренды судозахода», — генеральный директор АО СПК «Дон» рассказал Герман Лопаткин.
По его словам, в Ростове-на-Дону основной точкой для причаливания судов, идущих как вверх по Дону, так и вниз, станет причал № 27.
«Необходимо как можно тщательнее прорабатывать вопросы восстановления причальной инфраструктуры, чтобы в дальнейшем создать качественную маршрутную сеть и развивать водные перевозки не только в Ростовской области, но и за ее пределами», — заявил министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев.
В следующем году компания планирует пополнить собственный флот двумя судами типа «Метеор», сейчас идут переговоры с судостроительными предприятиями. «Сразу хочу сказать, что «Метеоры» только речного типа, поэтому для выхода в море они не подойдут. Изучаем другие варианты, рассматриваем как вариант суда типа «Комета», — пояснил генеральный директор СПК «Дон».
После того как скоростные суда будут опробованы на Дону, власти региона рассчитывают приступить к восстановлению пассажирских перевозок и на реке Северский Донец, скорее всего это будут туристические прогулки, а не регулярное сообщение.
По словам руководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергея Гайдаева, река Северский Донец протяженностью 208 км имеет две категории водного пути. Так, от канала Усть-Донецкого порта отрезок протяженностью 56 км имеет 2 категорию: здесь выставляется светоотражающая навигационная обстановка, имеются гарантированные габариты судовых ходов, а движение флота может осуществляться круглосуточно. Участок реки от Нижнекалининского переката до хутора Красный (135 км) — 7 категория без габаритов судовых ходов и без навигационной обстановки.
«К данному вопросу стоит переходить, когда судоходная компания «Дон», которая должна получить теплоходы «Валдай», запустит маршруты по Дону. И на этом опыте уже можно будет говорить о запуске маршрутов по Северскому Донцу. Вместе с тем можно использовать и опыт Москвы, где уже работают речные трамвайчики и оборудованы причальные сооружения для подзарядки судов», — считает руководитель администрации Азово-Донского бассейна.
Азово-Донской морской канал — канал, обеспечивающий проход судов в порты дельты Дона — Азов и Ростов-на-Дону. Общая протяженность канала — 39,3 км, из них 14 км — речная часть и 25,3 км — морская. Навигационная ширина канала — 70 м, навигационная глубина — 4,1 м. В зимнее время канал работает в одностороннем режиме.

Возрождение пассажирских перевозок водным транспортом, обеспечение безопасности судоходства на Дону, восстановление грузооборота в морских портах Азов и Ростов-на-Дону — все это обсудили участники заседания Морского совета при правительстве Ростовской области.

Копать глубже

В навигацию 2023 года дноуглубление в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей запланировано в объеме 797,3 тыс. куб. м (в 2022 году — 806,6 тыс. куб. м), будет разработано 27 лимитирующих перекатов. В основном данные участки расположены на отрезке от Кочетовского гидроузла до Манычского переката. «Дноуглубление в бассейне началось 15 марта 2023 года и проводилось до 31 марта включительно. С 1 апреля работы были прекращены в связи с нерестовым периодом. С 1 июня администрация вновь приступила к дноуглублению. Помимо дноуглубления в целях обеспечения безопасности судоходства и обеспечения максимальных габаритов водного пути выполнено 140 русловых съемок. На весь период 2023 года план составляет 350 съемок», — рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев.

По его словам, навигация 2023 года будет полноводной, Цимлянское водохранилище набрано «до очень хороших отметок — 35,77 БС». При этом расходы соответствуют  судоходным попускам — 410 куб. м/сек, что позволит всю навигацию работать с гарантированными габаритами судовых ходов. Перед началом навигации была выставлена судоходная обстановка, весь водный путь на реке Дон был полностью протравлен, а все ГТС подготовлены к работе. 

На Азово-Донском морском канале в 2023 году дноуглубление запланировано в объеме 350 тыс. куб. м. Работы будут выполняться в период с июля по ноябрь.

«В 2022 году ремонтные дноуглубительные работы на канале проводились собственными силами Росморпорта с июля по декабрь, а общий объем составил 192 тыс. куб. м грунта. При этом с 2021 года навигационная глубина на Азово-Донском морском канале составляет 4,1 м», — уточнил начальник Азовского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт» Михаил Ожередов.

В 2023 году дноуглубление будет проходить с июля по ноябрь, а к работам планируется привлечь флот ФБУ «Администрация «Волго-Дон» — на объем 150 тыс. куб. м. Данные работы будут выполнены земкараваном на базе многочерпакового земснаряда «Донской 405».

«На Донецком перекате реки Дон обеспечена навигационная глубина 4 м. В 2022 году проведение дноуглубления не потребовалось. Весенние промеры 2023 года также показали отсутствие необходимости дноуглубительных работ», — добавил Михаил Ожередов.

В состав дноуглубительного флота Азовского управления входит 11 судов: два  многочерпаковых земснаряда, шесть самоходных саморазгружающихся шаланд, две мотозавозни.

Кроме того на этот год запланировано завершение разработки документации на выполнение дноуглубительных работ на судоходном участке реки Дон от 3121 км до 3169 км. На основании этих разрешительных документов управление будет обеспечивать навигационные габариты на этом участке вплоть до 2033 года. Навигационная глубина составит 4 м.

Для обеспечения безопасности судоходства в портах Азов и Ростов-на-Дону на 94 км выставлено 220 средств навигационного оборудования. С 2022 года все летние СНО оснащены автономными светооптическими аппаратами, работающими на солнечной энергии, которая позволит уйти от необходимости устанавливать источники питания.

Грузооборот пошел вверх

В морских портах Ростов-на-Дону и Азов начал восстанавливаться грузооборот, оба порта показывают хорошую динамику, которая превышает показатели 2021 и 2022 годов.«Ограничение судоходства в связи с началом СВО, беспрецедентное санкционное давление не могли не сказаться на работе морских портов. Грузооборот порта Азов в 2022 году снизился на 6,2% и составил почти 8 млн тонн, грузооборот порта Ростов-на-Дону снизился на 3,5% — более 15 млн тонн. При этом интенсивность судоходства продолжала оставаться высокой», — напомнил Михаил Ожередов.

По итогам 5 месяцев 2023 года, в морском порту Ростов-на-Дону перевалено 7,1 млн тонн (+43,8% к аналогичному периоду 2022 года), а в порту Азов — 4 млн тонн (+69,9%).

Кроме того во время заседания Морского совета были подведены итоги зимней навигации. Напомним, период ледокольных проводок в морском порту Ростов-на-Дону начался 6 декабря 2022 года, а в Таганроге и Азове — 7 декабря, а завершился одновременно — 10 марта 2023. Таким образом, длительность периода составила в портах Азов и Таганрог 93 суток, а в порту Ростов-на-Дону — 94.

Всего за время зимней навигации 2022-2023 годов количество проведенных судов в морские порты Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог составило 3329 ед. Суммарный грузооборот по этим портам в данный период оказался на уровне 7 млн тонн.«Ледовые условия прошедшей зимы можно охарактеризовать как умеренные. Наибольшего развития ледовый покров достигал в конце января, когда кромка льда находилась в районе косы Долгой и максимальная толщина льда достигала 15 см. Максимальная длина маршрута ледокольных проводок составила 102 мили до порта Ростов-на-Дону», — рассказал руководитель администрации морских портов Азовского моря Сергей Сафоничев.
В Азовском море для проводок были задействованы четыре ледокола «Капитан Мошкин», «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов» и «Капитан Крутов», а также вспомогательное судно арктического класса «Георгий Седов» и портовые буксиры. В эту навигацию не эксплуатировались портовые ледоколы «Кама» и «Капитан Харчиков», так как они были списаны и утилизированы. Ранее эти суда обеспечивали швартовки в морских портах. По словам Сергея Сафоничева, на данный момент полноценной замены таким малым ледоколам нет, а в связи с присоединением новых территорий и для обеспечения стабильной работы необходимо обновление флота и увеличение количества работающих ледоколов в бассейне.

Пассажирский флот для региона

Отдельно во время заседания обсудили восстановление пассажирских перевозок на Дону. В первую очередь речь шла о возможности городов Ростовской области принимать круизные суда. Так, в Таганроге для этих целей был установлен плавучий причал. 2 июля 2023 года к нему пришвартовалось первое судно — теплоход «Константин Федин».Как рассказал начальник Азовского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт» Михаил Ожередов, предприятие заранее подготовило подходы к причалу и провело дноуглубление в объеме 70 тыс. куб. м.

Длина причала составила 96 м, ширина — 16 м. Причал может принимать пассажирские суда длиной до 141 м. Ожидается, что ввод нового объекта окажет положительное влияние на туристическую привлекательность города Таганрог.

В 2024 году в регионе должны начаться пассажирские перевозки на скоростных судах на подводных крыльях. В апреле этого года правительство Ростовской области приняло решение о создании судоходной компании — АО СПК «Дон». Для нее закупят два судна «Валдай 45Р», которые должны прибыть до конца октября 2023 года.

«От Ростова-на-Дону до станицы Романовской изучены все возможные причальные сооружения, существующие гидротехнические сооружения, причалы муниципальных образований и локации возможных туристических мест. На сегодняшний день могу сказать, что по четырем позициям мы уже готовы заключать договоры аренды судозахода», — генеральный директор АО СПК «Дон» рассказал Герман Лопаткин.По его словам, в Ростове-на-Дону основной точкой для причаливания судов, идущих как вверх по Дону, так и вниз, станет причал № 27.

«Необходимо как можно тщательнее прорабатывать вопросы восстановления причальной инфраструктуры, чтобы в дальнейшем создать качественную маршрутную сеть и развивать водные перевозки не только в Ростовской области, но и за ее пределами», — заявил министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев.

В следующем году компания планирует пополнить собственный флот двумя судами типа «Метеор», сейчас идут переговоры с судостроительными предприятиями. «Сразу хочу сказать, что «Метеоры» только речного типа, поэтому для выхода в море они не подойдут. Изучаем другие варианты, рассматриваем как вариант суда типа «Комета», — пояснил генеральный директор СПК «Дон».

После того как скоростные суда будут опробованы на Дону, власти региона рассчитывают приступить к восстановлению пассажирских перевозок и на реке Северский Донец, скорее всего это будут туристические прогулки, а не регулярное сообщение.

По словам руководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергея Гайдаева, река Северский Донец протяженностью 208 км имеет две категории водного пути. Так, от канала Усть-Донецкого порта отрезок протяженностью 56 км имеет 2 категорию: здесь выставляется светоотражающая навигационная обстановка, имеются гарантированные габариты судовых ходов, а движение флота может осуществляться круглосуточно. Участок реки от Нижнекалининского переката до хутора Красный (135 км) — 7 категория без габаритов судовых ходов и без навигационной обстановки.«К данному вопросу стоит переходить, когда судоходная компания «Дон», которая должна получить теплоходы «Валдай», запустит маршруты по Дону. И на этом опыте уже можно будет говорить о запуске маршрутов по Северскому Донцу. Вместе с тем можно использовать и опыт Москвы, где уже работают речные трамвайчики и оборудованы причальные сооружения для подзарядки судов», — считает руководитель администрации Азово-Донского бассейна.

Фото автора