logo
Главная Актуально Система управление ВВТ будет реформирована уже в августе

Система управление ВВТ будет реформирована уже в августе

Автор: Софья Винарова

Министерство транспорта Российской Федерации предполагает, что законопроект о реформе системы управления внутренним водным транспортом (ВВТ), принятый Госдумой (проект федерального закона № 617780-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в основной части вступит в силу до конца августа 2012 года. Как сообщает пресс-служба Минтранса России, об этом заявил сегодня в Казани в ходе совещания по вопросам повышения безопасности судоходства на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации заместитель министра транспорта Виктор Олерский. В совещании приняли участие Полномочный Представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, Министр транспорта РФ Максим Соколов, советник Президента РФ Игорь Левитин, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Виктор Олерский в ходе своего доклада отметил, что с появлением нового  закона выстаивается четкая, понятная система управления безопасностью судоходства. Он  выразил надежду, что она сыграет ключевую роль в обеспечении безопасной, устойчивой работы внутреннего водного транспорта.

Новым законом предусмотрено создание Администраций бассейнов внутренних водных путей в форме государственных бюджетных учреждений (на базе существующих бассейновых органов государственного управления) и введение должностного лица - капитана бассейна внутренних водных путей, с наделением его функцией контроля речных судов.

Капитан бассейна внутренних водных путей будет возглавлять службу государственного портового контроля. Таким образом, появляется служба и персонально ответственное должностное лицо, которые будут осуществлять контроль соответствия судов в бассейне требованиям безопасности судоходства. К судну, не исполняющему обязательные требования, будут применяться меры административного характера вплоть до задержания (запрета дальнейшей эксплуатации) до устранения выявленных нарушений.

Функции надзора за исполнением физическими и юридическими лицами законодательства в области внутреннего водного транспорта, контроля состояния водных путей, судоходных гидротехнических сооружений остаются за Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Вводится система управления безопасностью судов на внутренних водных путях. Это комплекс документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами судовладельцев требований в области обеспечения безопасности судоходства. Каждая компания должна будет иметь в штатном расписании лицо, ответственное за безопасность судов, разработать и внедрить как в компании, так и на судне систему управления безопасностью. Система будет включать и порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций, порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания, квалификационные требования к экипажу и многое другое.

Поправками в Кодекс внутреннего водного транспорта упорядочивается перечень нормативных правовых актов, регулирующих судоходство на внутренних водных путях. Это - правила плавания судов по внутренним водным путям, правила движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правила пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правила диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, которые утверждаются Минтрансом России.

Еще одним важным нововведением, является запрещение субаренды судов без экипажа. Как отметил Виктор Олерский, нужно остановить ситуацию, когда фирмы-«однодневки» получают в неограниченное пользование судно. При этом договоры аренды судна без экипажа в обязательном порядке будут регистрироваться органом регистрации судов.

Капитаны судов, перевозящих пассажиров или опасные грузы, должны будут пройти аттестацию в Росморречфлоте дополнительно к получению соответствующего диплома.

Законом предусматривается введение страхования ответственности судовладельца за причинение вреда другим судам, инфраструктуре внутреннего водного транспорта. Эксплуатация судна будет возможна только в том случае, если судовладелец также застрахует свою ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктуре речного, морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей. Исключение сделано для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, а также для сухогрузных несамоходных барж.

В целях повышения эффективности управления имуществом в речных портах поправками в Кодекс внутреннего водного транспорта предусмотрена возможность приватизации находящихся в государственной или муниципальной собственности портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в порту имущества (за исключением средств навигационного оборудования и других объектов навигационно-гидрографического обеспечения, объектов и сооружений, входящих в системы управления движением судов, оборудования технологической связи речного транспорта, объектов и средств автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством).

Олерский подчеркнул, что действующие на данный момент штрафы несоизмеримо малы по сравнению с получаемыми доходами от перевозок пассажиров. В связи с этим вводятся поправки в статьи Кодекса об административных правонарушениях, которые увеличивают ответственность должностных лиц. Так, штраф за нарушения ими правил увеличивается с 1,5 тысяч до 50 тысяч рублей. Увеличиваются штрафы для компаний при эксплуатации судов без лицензий или с нарушениями требований по перевозке пассажиров. При перевозке пассажиров без лицензии предусмотрен штраф для юридических лиц до 400 тыс. рублей. Предлагаемые меры являются своеобразным фильтром для незаконопослушных судовладельцев, сказал В.Олерский.

При этом замминистра отметил, что с тем, чтобы установленные законом меры обеспечения безопасности судоходства не остались на бумаге, Минтрансом и Росморречфлотом проведены все необходимые подготовительные мероприятия: подготовлены и согласованы нормативные правовые акты Минтранса России для реализации закона.

Он отметил, что в последнее время предпринят еще ряд законодательных и технических мер по повышению безопасности на внутреннем водном транспорте. С 25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон в отношении маломерных судов, которым внесены поправки в Кодекс торгового  мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Налоговый кодекс, КоАП.

Росморречфлот в 2012 году практически завершает установку береговых средств Автоматической идентификационной системы (АИС) в европейской части России. В тоже время приказом Минтранса России N 280 2010 года установлено требование об оснащении речных судов валовой вместимостью более 300, а пассажирских судов и судов с опасными грузами вне зависимости от валовой вместимости, судовой аппаратурой АИС. Это требование должно быть выполнено начиная с 1 июля 2012 года, и не позднее конца 2013 года. Таким образом, на реке появляется автоматизированная система мониторинга судоходства.

Росморречфлотом ведется разработка соответствующей информационной системы мониторинга судоходства на реке и управления судоходством. На сибирских реках, где установить береговые средства АИС не представляется возможным на всем протяжении внутренних водных путей, ведутся работы по внедрению систем мониторинга на основе спутниковых систем передачи информации.

Минтрансом России даны поручения классификационным обществам провести анализ технического состояния судов, прежде всего пассажирских, имеющих наибольший риск опрокидывания или потери плавучести. В результате проделанной работы судам, не удовлетворяющим требованиям достаточности остойчивости и/или плавучести были снижены разрешение районы плавания. Особенно это касается переоборудованных пассажирских судов. Запрашиваемый судовладельцем район плавания судну назначается только при выполнении технических требований обеспечения безопасности (достаточность высоты герметичного надводного борта при максимальном расчетном крене в разрешенных условиях плавания - ветер, волнение).