Кто построит флот будущего?
Автор: «Российское судоходство»
Строительство новых судов и обновление флота — одна из важнейших задач страны на ближайшее время. Модернизация верфей и возведение новых потребуют и большего числа специалистов. Между тем проблема в кадрах достаточно велика.
На XIV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» были озвучены следующие цифры — российские вузы выпускают в 2 раза меньше инженеров, чем требуется отечественному судостроению. Об этом сообщил директор Передовой инженерной школы СПбГМТУ «Судостроение Индустрии 4.0» Олег Тимофеев.
По его информации, сейчас в Российской Федерации 14 вузов готовят специалистов по 26 направлениям в области техники и технологий водного транспорта. «На бакалавриат 14 вузов набирают примерно 4 тысячи студентов и выпускают около 3 тысяч специалистов. При этом потребность отрасли в инженерных кадрах, в том числе с учетом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) с 10% текучкой кадров, примерно 7–8 тысяч в год. То есть вся Россия выпускает примерно в два раза меньше специалистов, чем необходимо» — охарактеризовал ситуацию Олег Тимофеев.
В самой ОСК тоже ни раз обращали внимание на необходимость расширять кадровый потенциал. По словам генерального директора ОСК Андрея Пучкова, предприятиям Объединенной судостроительной корпорации требуется около 2 тыс. выпускников образовательных учреждений каждый год, из которых 1,5 тыс. — выпускники колледжей, 500 — выпускники с высшим образованием. При этом ежегодная потребность предприятий ОСК в среднем оценивается в 6,5 тыс. человек.
Для того, чтобы привлечь в отрасль новых специалистов и усилить их подготовку, ОСК сотрудничает с профильными колледжами, техникумами и вузами. В частности, совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом запущена интегрированная система подготовки кадров в рамках проекта «Завод-ВТУЗ».
Важность и значимость для отрасли кадрового вопроса нашла отклик и поддержку со стороны Морской коллегии, возглавляемой Николаем Патрушевым. В ведомстве отмечают, что вопросы развития судостроения стоят на контроле главы государства, который в 2024 году дал ряд соответствующих поручений. Отдельное внимание уделено и развитию кадрового потенциала.
«Для эффективной работы судостроительных предприятий необходимо не только ликвидировать текущий кадровый дефицит, но и активно готовить молодых специалистов», — сказал Николай Патрушев на первом заседании обновленной Морской коллегии в Москве. Здесь, по его мнению, ключевую роль должна играть централизованная система подготовки кадров, базирующаяся на потребностях предприятий — потенциальных работодателей, а также учитывающая возможности профильных образовательных организаций. Одновременно необходимо стимулировать целевое обучение востребованных специалистов в рамках государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием.
В целом по оценкам Минпромторга России, на период до 2034 года, необходимо подготовить более 80 тыс. специалистов.
Фотографии из Telegram-канала ОСК