Южные ветры
Автор: Светлана Енаки
Основные судоходные артерии России остаются во льдах. Северо-Запад страны переживает одну из самых суровых зим за последние несколько лет. Тем временем на Кубани состоялось открытие первой в 2011 году летней навигации. Российские судоходные компании завершают межнавигационный ремонт, готовясь вывести на водные пути подросший за зиму флот.
Календарная весна не принесла потепления в Финский залив. Первая половина марта сопровождалась ростом «застрявших» во льдах теплоходов на подходах к Большому порту Санкт-Петербург. Несмотря на то, что в восточной части залива сейчас сосредоточено максимально возможное количество ледоколов, несколько танкеров не смогли по расписанию зайти в порт Приморск. Компании «Транснефть» пришлось приостановить подачу нефти по трубопроводу, дожидаясь подхода судов. По данным администрации порта, уплотнению льдов способствовал южный ветер. Капитан Большого порта Санкт-Петербург Петр Паринов отмечает, что в перспективе российским портам Финского залива требуется не менее 12 линейных ледоколов.
В свою очередь генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Игорь Русу сказал, что для ритмичной эксплуатации существующих и строящихся портов Финского залива в период до 2020 года необходимо построить не менее 5 линейных ледоколов. А в течение 15 лет требуется заменить минимум 10 портовых ледоколов, срок эксплуатации которых истекает. На эти цели необходимо более 60 млрд руб.
В то же время усиление ледокольной группировки ФГУП «Росморпорт» в портах Астрахань и Оля этой зимой дало свои результаты: сводки с Волго-Каспийского канала свидетельствуют о штатной ситуации, а погодные условия позволили администрации порта Астрахань к 22 марта разрешить судам с ледовым классом самостоятельное движение по акваториям портов и на Астраханском рейде.
На Юге России состоялось первое открытие навигации. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) с 15 марта стартовало судоходство на участке реки Кубань от устья реки Белая до Краснодарского гидроузла протяженностью 30 км. В зависимости от ледовой обстановки, дальнейшее открытие навигации на реке Кубань на участке протяженностью 169 км от Краснодарского гидроузла до пассажирского причала Темрюк предполагается с 15 апреля.
С конца марта, согласно планам Росморречфлота, начнут работать шлюзы на Волго-Донском судоходном канале и на нижней Волге. Дочерняя компания ГК «Азово-Донское пароходство» - ОАО «Донречфлот» готовит к 1 апреля 34 судна. За зиму на 11 из них был проведен ремонт в Аксайском филиале компании. Еще 12 судов покинут Усть-Донецкий порт. Остальные плавсредства выйдут из Астраханского, Керчинского и Азовского портов.
«Волжское пароходство» в грузовую навигацию 2011 года отправит в общей сложности 196 судов против 188, задействованных в прошлом году. В этот сезон компания привлечет к перевозкам и два новых сухогруза - «Капитан Рузманкин» и «Капитан Загрядцев», построенных с учетом габаритов Волго-Донского канала, в том числе «старой» ветки Кочетовского шлюза. Сухогрузы высотой 8 метров смогут проходить под мостами на реках России без их разводки.
«Северо-Западное пароходство» в межнавигационный период проводит ремонт и техническое обслуживание 32 судов, занятых на экспортно-импортных перевозках в период летней навигации. В период с января по май 2011 года ремонтируются 19 теплоходов класса «река-море», 11 буксиров и две баржи. Суда пароходства проходят ремонт на дочерних предприятиях пароходства – Невском судостроительно-судоремонтном заводе и Вознесенской ремонтно-эксплуатационной базе флота, а также на судоремонтных базах в Астрахани, Ростове-на-Дону и Архангельске.
В свою очередь «Енисейское речное пароходство» развернуло ремонтную кампанию на 469 судах, планируя потратить 439 млн руб. на средний и текущий ремонт при подготовке судов к навигации 2011 года. По данным предприятия, также планируется выделить 69 млн руб. на установку нового оборудования взамен изношенного.
Ни Минтранс России, ни сами участники рынка прогнозов на предстоящую навигацию не делают. По данным Росморречфлота, за 2010 год во внутренним водным путям страны было перевезено более 105 млн тонн грузов, что обеспечило почти 6-процентный рост к предыдущему году. Как сообщил президент Саморегулируемой организации «Ассоциация судоходных компаний» Алексей Клявин, за 2010 год компании, входящие в ассоциацию, увеличили объемы перевозок грузов по ВВП России на 17,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - до 25,5 млн тонн. В том числе, рост перевозок наливных грузов в отчетном периоде составил 14%, лесных – 47,4%, строительных – 25,9%, зерновых – 19%, прочих – 25,9%, грузов в контейнерах – 11,1%. Кроме того, сказал президент АСК, указанные судоходные компании обеспечили перевозку 1,2 млн пассажиров, что на 1,8% выше показателя прошлого года.
По данным АСК, на 1 января 2011 года транспортный флот, находящийся под контролем судоходных компаний-членов АСК, составлял 220 ед. общим дедвейтом около 5 млн тонн, в том числе, 101 судно зарегистрировано в Российском Международном Реестре судов, 62 судна – в беробоут-чартерном реестре и всего лишь 40 судов работают под иностранными флагами.
В целом общая численность флота под управлением российских судоходных компаний по состоянию на 1 января 2011 года составила 1,37 тыс. ед., свидетельствуют данные Росморречфлота. Общий тоннаж указанного флота составляет 18,5 млн тонн. Под российским флагом ходит 1 тыс. 187 судов тоннажем 5,4 млн тонн. За 2010 год в строй было введено 15 новых транспортных судов дедвейтом 1 млн 438,36 тыс. тонн, из них 5 судов дедвейтом 458,3 тыс. тонн приняты под Российский флаг. Флот аварийно-спасательной службы пополнился 9 новыми современными российскими судами.
Таким образом, динамика по большинству показателей работы в отрасли по итогам прошлого года зафиксирована положительная. Учитывая серьезные подготовительные работы, проведенные крупнейшими перевозчиками в завершающийся межнавигационный период, можно рассчитывать на сохранение положительного тренда и в новой навигации.