НеЖенское дело
Автор: Елена Ткачева
Сложная, противоречивая, физически сильная, как настоящий мужчина, и ранимая, как истинная женщина, Александра Сапачева связала свою жизнь с флотом, продолжая дело отца.
На флоте, особенно торговом, женщин всегда мало. Это на пассажирских круизных теплоходах дамы в красивой флотской форме радостно приветствуют туристов. На грузовом судне на первом месте – забота о грузе: нужно максимально оперативно провести погрузку, доставить груз до пункта назначения и разгрузиться. Простои флота должны быть сведены к необходимому минимуму. Работа ответственная, тяжелая, рутинная… И все же многие находят в ней свою прелесть! Так, Александра Сапачева с детства мечтала о флоте и сегодня успешно работает, да не поваром или матросом, а штурманом!
Путь в профессию для Саши был тернист. «Я училась в школе, пошла проситься в РРУ (Ростовское речное училище, ныне – Водный колледж Института водного транспорта им. Седова), чтобы меня взяли на судоводительский факультет. Это было начало 2003 года. Мне сказали: чтобы стать штурманом, вам надо менять пол», — вспоминает Сапачева. Тогда Александра поступила в РРУ на бухгалтерскую специальность, это был чисто женский факультет. Получила бухгалтерское образование, и вдруг в 2007 году начали брать девушек на судоводительский. «Подумала, мне 19 лет, еще не все упущено, последний шанс можно ухватить! Ведь я с детства об этом мечтала», — говорит Саша. И поступила.
В училище Сапачева была единственной девушкой на курсе, приходилось несладко. Курсанты считали, что девушке штурманская профессия не по плечу, учителя делают несправедливые поблажки, подтрунивали и задевали однокурсницу.
Непростой оказалась и первая практика. Команда настороженно отнеслась к Сапачевой, в итоге капитан «спрятал» ее на камбузе, а потом и вовсе списал с теплохода. Не поваром мечтала быть Александра! И она упорно продолжала путь к заветной цели.
«На второй практике я отработала матросом, по-настоящему, в грязи. Я уже все умела. Сначала говорили: «Ну, ты же не будешь в трюм лазить!» А я и в трюм лазила, и рошкала, и окалину отбивала! Вся по уши в грязи вечно: в солидоле, в грунте… Мы ходили на Каспий в Иран и в Египет. Тогда я поняла, что паранджу придумали, чтобы защитить кожу женщины от ветра и солнца. Лицо обветрилось очень сильно, и обгорела страшно – выглядела намного старше. У матросов настоящая физическая работа, но я наравне с остальными трапы тягала… Приехала оттуда квадратная: мышцы такие накачала!», — рассказывает Сапачева.
И наконец случилось заветное повышение: в прошлом году Александра стала третьим штурманом на теплоходе «Дон-1», где работала бок о бок со своим отцом – капитаном Сергеем Ивановичем Сапачевым. «Это получилось случайно, и папа очень расстроился, что меня сажают к нему третьим штурманом, но сделать ничего не мог. Было непросто: с родственниками всегда работать тяжело, а на теплоходе все, даже мелкие, личные конфликты обостряются. Но через полгода он уже захотел и дальше работать со мной!», — поясняет Саша.
Навигационным помощником работать нравилось. Единственное неудобство – разорванные сутки, когда необходимо то ночью, то днем стоять вахты. «Матросы слабо представляют себе, что происходит на мостике, — говорит Сапачева. — Им зачастую кажется, что мы здесь ничего не делаем, но это не так. Третьим помощником мне было работать намного сложнее, чем матросом. Хотя женщине трапы тягать тоже не так просто. А тут надо вахты стоять: и ты отвечаешь и за теплоход, и за людей, которые на нем находятся. Это совершенно другой уровень ответственности!».
Но в этот раз волею судьбы или кадровой дирекции судоходной компании Сапачевы были разлучены: Александру направили на «Дон-1» и повысили до второго штурмана, а Сергей Иванович работает на «Доне-4».
Второй помощник капитана — это грузовой штурман. Александра работает в новой должности первый контракт, поэтому только осваивает премудрости профессии: «Говорят, что у грузового помощника самая интересная работа. Я пока еще не знаю, обучаюсь. Уровень ответственности очень высок, я отвечаю за груз, слежу за всеми грузовыми операциями. Работать приходится в комбинезоне, потому что груз пылит, одежда быстро пачкается».
К бытовым условиям на судне Саша давно привыкла: «Каюты большие, просторные, в каждой есть санузел, так что нам грех жаловаться, ведь бывают маленькие теплоходы, где один душ на весь экипаж».
Не только работой наполнены будни на «Доне-1». Сапачева активно занимается спортом: делает упражнения, даже гантели у нее есть. «Нас так вкусно и плотно кормят на судне, что без физических нагрузок высоки шансы растолстеть. Надо заниматься собой, держать организм в тонусе!», — объясняет второй штурман. Кроме того, Александра любит читать художественную литературу. В ее каюте полки буквально ломятся от книг. «Да, я читаю. У меня там столько книг! Это я с прошлого года не могу еще забрать, когда работала восемь месяцев третьим помощником. Там работа была уже хорошо знакомая, времени для чтения больше было. А потом не смогла книги домой забрать: летела домой самолетом, а там лимит багажа 23 кг, это очень мало. В этом году я взяла с собой только «Архипелаг ГУЛАГ». С новыми обязанностями времени для чтения остается меньше».
Хотя Саша с детства мечтала ходить в плавания, романтических иллюзий у нее никогда не было: «Тут романтики нет никакой, я всегда это знала. Тут грязь и железяка. Какая ж тут романтика? Но да, это свой отдельный мир, такой закрытый, обособленный. Хотя у меня есть бухгалтерское образование, в офисе работать не смогу. Мне в море проще. Я тут себя человеком чувствую».
Теплоход «Дон-1» работает на фрахтовом рынке с заходом в порты Средиземного, Северного, Балтийского морей и европейского побережья Атлантического океана. В некоторых портах у моряков есть возможность выйти на берег, посмотреть местные достопримечательности и пройтись по магазинам. Сапачева за время работы на флоте побывала уже в 27 странах.
В октябре Саше предстоит списание на берег: она будет сдавать очередную сессию в Водном колледже. Потом отдохнет и снова в плавание!