logo
Главная Актуально Флот в поисках господдержки

Флот в поисках господдержки

Автор: Надежда Малышева

Российское судостроение, которое заметно активизировалось  в 2010-2014 годах, вновь оказалось под угрозой  остановки. Кредитные ставки в банках значительно выросли, что остановило систему коммерческого кредитования судостроительных проектов, а государственные программы для частного бизнеса сегодня, к сожалению, не работают. Российская палата судоходства, которая считает своей важнейшей задачей стимулирование обновления флота, призывает госорганы к скорейшему решению этой проблемы.

Вступление в силу федерального закона о поддержке судостроения и судоходства (№305-ФЗ) и постановления правительства №383 о субсидировании кредитных ставок (компенсация судовладельцам из Федерального бюджета 2/3 процентной ставки по судостроительным кредитам) позволили отечественным судоходным компаниям приступить к обновлению флота. За последние 4 года российскими судоходными компаниями было построено более 70 единиц грузового коммерческого флота. Но к началу 2015 года практически все судостроительные заводы завершили или завершают имеющиеся контракты. Новых контрактов пока нет, потому что российские банки прекратили долгосрочное финансирование судостроения, предпочитая выжидать более благоприятных общеэкономических условий в стране или занимаясь высокодоходными валютными спекуляциями.

Как отметил 4 марта в ходе общего собрания Российской палаты судоходства ее президент Алексей Клявин, Палата продолжит работу по совершенствованию законодательства и нормативной правовой базы в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Важнейшей задачей остается стимулирование обновления флота. Для этого предлагается изыскать возможность погашения задолженности перед судовладельцами по выплатам компенсаций в рамках 383-го постановления правительства, продлить действие документа и ускорить введение в России судовых утилизационных грантов - единовременные выплаты судоходным компаниям при утилизации старого флота, которые можно использовать исключительно для постройки нового судна.

Эти предложения оказались всецело поддержаны Министерством транспорта РФ. Заместитель министра транспорта Виктор Олерский заявил в ходе общего собрания Российской палаты судоходства: «В нашем понимании, обязательства государства должны приниматься на более долгие сроки - на 8-10 лет. Тогда это будет стимулировать бизнес к обновлению флота».

Со своей стороны, и.о. директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков сообщил, что деньги на субсидии по указанному постановлению заложены Минпромторгом в Федеральном бюджете до 2017 года. Однако действует постановление только в отношении судостроительных контрактов, заключенных до 2014 года. «Нехватка средств по этой статье на 2015 год составляет 1 млд 650 млн руб. Минпромторг принимает меры по поиску средств за счет перераспределения между другими статьями» - сказал Кабаков. Он также согласился с высокой важностью постановления как для судовладельцев, так и для судостроительных предприятий.

Сложная экономическая ситуация затронула и программу строительства ледокольного флота. Так, на Выборгском судостроительном заводе сообщили, что из-за неритмичного финансирования со стороны госзаказчика и девальвации рубля, повлиявшей на импортные поставки, задерживаются сроки сдачи третьего в серии ледокола проекта 21900М «Новороссийск».

Кроме того, проектом корректировок ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрено уменьшение количества построенных морских судов (в сравнении с изначально заложенным параметром) для социально значимых маршрутов на 20 ед., судов обеспечивающего флота - на 12 ед.

Российская доля вырастет

Помимо вопроса обновления флота, Российская палата судоходства предлагает государству разработать и провести дополнительные мероприятия, направленные на увеличение доли флота российских судоходных компаний  в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов.  Для этого требуется внесение изменений в закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности; расширение понятия «каботаж»; закрепление за судами под российским флагом перевозок стратегических грузов; внесение изменений в законы «О соглашениях о разделе продукции» и «О недрах»; разработка мер по обновлению флота.

По словам Виктора Олерского, законодательное закрепление части российской грузовой базы за судами под российским флагом предусматривается в соответствующем законопроекте о недропользовании. «Минтранс в этом законопроекте не стал настаивать на закреплении всей грузовой базы за судами под российским флагом - это вредно и не нужно. А что касается нефти, добываемой на российском шельфе и сжиженного природного газа (СПГ), то я полагаю целесообразным закрепить такие перевозки только за российским флагом. При этом требования к локализации этой нормы должны наступить к 2020 году» - пояснил он позицию министерства.
 
Олерский также добавил, что рассматривается возможность в ближайшее время законодательно закрепить за судами под российским флагом все работы по обеспечению добычи на шельфе, включая сейсмические работы и работы по обеспечению.