logo
Главная Актуально Севморпуть прирастает грузами и флотом

Севморпуть прирастает грузами и флотом

Автор: Надежда Малышева

Объем перевозок по Северному морскому пути за 11 месяцев 2015 года вырос в 1,6 раза в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 5 млн 152 тыс. тонн. При этом наблюдается снижение объемов транзитных перевозок. Так, в 2015 году объем транзитных перевозок составил 39 тыс. тонн против 274 тыс. тонн в 2014 году и 1 млн 176 тыс. тонн в 2013 году.

В 2015 году Администрацией Северного морского пути выдано около 700 разрешений на проход по трассам Севморпути, в том числе более 100 разрешений судам под иностранным флагом. Об этом в ходе Пятого международного форума «Арктика: настоящее и будущее» сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин.

Необходимым условием обеспечения безопасности плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути является ледокольный флот. В настоящее время для работы в акватории Северного морского пути привлекаются 8 линейных ледоколов, из которых 4 атомных («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и 4 дизель-электрических («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын»).

С целью обеспечения безопасности судоходства при реализации нефтегазовых проектов в Обской губе дизель-электрический ледокол «Тор» также оказывает услуги по ледокольному обеспечению судов в акватории морского порта Сабетта.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» предусмотрено строительство одного 25 МВт и трех 16 МВт линейных дизель-электрических ледоколов, задачами которых является обеспечение ледокольной проводки судов в замерзающих неарктических морях, а также привлечение к работе в акватории Северного морского пути.

9 октября в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию линейного дизель-электрического ледокола «Владивосток» мощностью 16 МВт. Это судно предполагается использовать в Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт»: на акватории Балтийского моря в зимний период и в арктических морях в летне-осенний период. На втором ледоколе «Мурманск» идут пуско-наладочные работы механизмов и оборудования, швартовные и ходовые испытания. Срок ввода в эксплуатацию ледокола – декабрь 2015 года. 29 октября 2015 г. на Выборгском судостроительном заводе состоялся спуск на воду корпуса третьего ледокола в серии «Новороссийск» для дальнейшей достройки судна на плаву.

Продолжается строительство линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт проекта 22600 с категорией ледокола Icebreaker8, который можно эксплуатировать на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3 метров. Планируемое окончание строительства этого судна – не ранее IV квартала 2017 года.

Навигационно-гидрографическое обеспечение

С 2011 года и по настоящее время проводятся исследования высокоширотного маршрута Севморпути и подходов к арктическимпортам. Всего за этот период гидрографическими судами ФГУП «Гидрографическое предприятие» с использованием современных промерных комплексов выполнена площадная съемка рельефа дна в объеме 170 тысяч приведенных километров. Промеры проводятся для обеспечения транзитного плавания крупно­тоннажных судов с осадкой до 15 метров. Также промеры  на рекомендованных путях Обской губы в объеме 24,5тысячи приведенных километров выполнены для обеспечения безопасного плавания крупнотоннажных судов на подходах к порту Сабетта и к Новопортовскому морскому терминалу.

Комплексный проект развития СМП

Председателем Правительства Российской Федерации Дмитриевм Медведевым 5 июня 2015 года утвержден Комплексный проект развития Северного морского пути. Документом предусмотрены меры по навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути, по аварийно-спасательному обеспечению судоходства, по развитию морских портов, по обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути, а также по разработке и строительству морской техники, систем и средств. Срок реализации Комплексного проекта – 2015–2030 годы.

«Реализация Комплексного проекта позволит обеспечить безопасность мореплавания, северный завоз в субъекты Российской Федерации, расположенные на Крайнем Севере, и защиту морской среды от загрязнения, а также повысит надежность транзитных перевозок и перевозок углеводородного сырья с мест добычи, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации», - отметил Юрий Костин.