«МГУ им. адмирала Г.И. Невельского призван быть ведущим в мире центром подготовки морских инженеров»
Автор: Евгений Панкратьев, Информационный центр ОИУ МГУ
Сергей Франк – генеральный директор ПАО «Совкомфлот», член Морской коллегии при Правительстве РФ, председатель Совета Российской палаты судоходства. Он также является почетным президентом и главой Попечительского совета Морского государственного университета (МГУ) имени адмирала Г.И. Невельского, судоводительский факультет которого он окончил в 1983 году. В ходе рабочей поездки во Владивосток Сергей Франк провел с профессорами и преподавателями МГУ им. адм. Г.И. Невельского совещание по доработке программы стратегического развития университета, встретился с курсантами и рассказал о своем видении приоритетов альма-матер.
- Как вы оцениваете современный уровень подготовки специалистов в Морском университете, и какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы вуз более эффективно решал свои задачи?
- Всегда есть соблазн сказать, что раньше было лучше. Мы стараемся смотреть на ситуацию объективно, регулярно общаемся с нашими капитанами, встречаемся с курсантами, преподавателями и внимательно следим за качеством подготовки в вузе. В этой связи хотел бы отметить, что качество подготовки курсантов удалось стабилизировать. Более того, по ряду направлений – таких, например, как спецдисциплины, информатика, профессиональный английский язык – подготовка улучшилась.
Конечно, всегда хочется большего. Но мы говорим не об абстрактных людях, а о детях и внуках наших капитанов, наших учителей, наших ветеранов. Поэтому все мы, от педагога до руководителя производственного предприятия – потребителя услуг университета, должны воспринимать подготовку кадров как нашу общую заботу. Так рассуждали наши наставники, именно это они завещали нам, и такой подход мы хотим и должны передать будущим поколениям. Стоит упомянуть, что в прошлом году морское образование на Дальнем Востоке отметило 125-летний юбилей. Университет всегда с честью выполнял возложенные на него задачи, подготовив тысячи высококвалифицированных специалистов для работы в дальневосточном и арктическом морских бассейнах. Авторитет нашей альма-матер в судоходных кругах исключительно высокий, низкий поклон за это ветеранам.
- Насколько морские профессии будут востребованы в будущем? На что нужно ориентироваться вузу, чтобы соответствовать ожиданиям рынка?
- Выпускники Морского университета были, есть и будут востребованы на рынке. В этом нет никаких сомнений. Море по-прежнему остается и будет оставаться основным каналом мировой торговли, поэтому XXI век во многом станет веком океана, веком морских технологий.
Сейчас нам хотелось бы, чтобы университет сделал основной акцент на той специализации, которая всегда была для него профилирующей. Речь идет о подготовке курсантов к работе в бассейнах Охотского и Берингова морей, а также в морях Российской Арктики. Это то, чем всегда славилась дальневосточная школа подготовки кадров, созданная поколениями преподавателей Морского техникума, ВВИМУ, ДВВИМУ и МГУ, а также легендарных капитанов, таких как Михаил Готский, Анна Щетинина, Арнольд Кремс, Николай Артюх, Николай Инюшкин, Вадим Абоносимов и многие другие.
На мой взгляд, именно это направление в значительной степени определит будущее вуза, ведь потребность в морском обеспечении нефтегазовых проектов в акватории Охотского моря и в арктическом регионе постоянно растет. К примеру, при успешной реализации таких проектов, как «Новый порт» и «Ямал СПГ» уже в течение ближайших лет могут быть превышены самые высокие показатели СССР по объему перевозки грузов по Северному морскому пути. Еще десять лет назад такие результаты казались недостижимыми.
- Какие специализации наиболее актуальны?
- Вуз успешно развивает ряд «фирменных» направлений подготовки – таких, например, как подготовка электромехаников, это одна из наиболее перспективных специальностей в настоящее время. Суда, использующие принципы электродвижения, составляют значительную долю флота нашей компании. «Совкомфлот» является одним из крупнейших в мире операторов судов, которые используют винторулевые колонки типа «Азипод». Поэтому сохранение традиций подготовки электромехаников для нас очень важно.
Впрочем, нельзя забывать и про другие специальности. Мы стремимся к тому, чтобы все кадры нашей компании соответствовали уровню современных высоких технологий. У нас установлен постоянный контакт с руководителями факультетов и кафедр, профессорско-преподавательским составом университета. Мы сформировали группу специализированной подготовки кадров для «Совкомфлота», куда были отобраны 30 лучших курсантов. Большое спасибо Михаилу Александровичу Коршунову за согласие стать куратором наших курсантов.
На наших регулярных встречах мы ясно объясняем курсантам, чего ожидаем от них, что входит в компетенции операторов судов «Совкомфлота», которые сегодня представляют собой, без преувеличения, самый современный и технически сложный флот в мире. Мы этим гордимся.
- Каково ваше мнение об одном из ключевых проектов программы стратегического развития университета – новом тренажерном комплексе международного уровня?
- Мы с удовлетворением видим, что министерство транспорта и Росморречфлот поддержали инициативу по созданию на базе университета одного из лучших в мире центров тренажерной подготовки моряков с учетом всех особенностей региона и образовательных традиций вуза. Надеюсь, данный проект удастся реализовать в течение 2-3 лет. Созданная система может быть востребована не только для подготовки кадров, но и для проведения научных исследований, отработки практических задач перед их внедрением в жизнь. Это даст хороший импульс развитию морского образования на Дальнем Востоке. И «Совкомфлот», и, я уверен, все морское сообщество эту инициативу всесторонне поддержат. Безусловно, обеспечение безопасности мореплавания и развитие морского образования по-прежнему остаются прерогативой государства, но в этих сферах, на мой взгляд, есть хорошие возможности для государственно-частного партнерства.
- Что убеждает вас в благоприятном развитии истории морской отрасли и морского образования в регионе?
- Лучшие кадры, современный флот, продуманное госрегулирование в сфере морского транспорта, направленное на постоянное повышение стандартов безопасности и инвестиционной привлекательности отрасли, координация развития флота, судостроения и внешней торговли – вот основные факторы, которые, на мой взгляд, обеспечат хорошие условия для надежного функционирования отрасли на Дальнем Востоке. Россия обладает уникальными компетенциями. Пришло время конвертировать их в практические результаты, необходимые для нашей страны.
Возникающие при этом трудности – это не повод для жалоб, а, скорее, возможность точнее проложить курс. Главное – видеть цель и, опираясь на славные традиции прошлого, уверенно двигаться в будущее, а не сетовать на «трудные времена».