logo
Главная Актуально Глава ICS Эсбен Поульссон:

Глава ICS Эсбен Поульссон:

Автор: Беседовала Надежда Малышева

Председатель Международной палаты судоходства (ICS) Эсбен Поульссон в ходе международной выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге дал интервью отраслевому порталу «Российское судоходство».

Он подчеркнул неизбежность нововведений на бункерном рынке с 1 января 2020 года и выразил уверенность, что судоходное сообщество справится с любыми препятствиями. Глава ICS отметил позитивные тенденции, направленные на оживление российского судостроительного рынка  и положительно оценил возможность роста объемов   транзитных перевозок по Северному морскому пути.


- Господин Поульссон, с 1 января 2020 года содержание серы в судовом топливе, используемом или перевозимом для использования на судне, не должно превышать 0,50% по массе. Дайте, пожалуйста, свою оценку последствий введения глобальных ограничений на содержание серы в судовом топливе.

- Реальность такова, что с 1 января 2020 года вступят в силу  новые правила ИМО, и международное судоходство должно выполнять новые требования .

Новые ограничения по использованию высокосернистых топлив, не коснутся флота, оборудованного системой очистки выхлопных газов.

На сегодняшний день существует ряд важнейших  вопросов, которые, к сожалению, еще не разрешены в полной мере, к ним относятся в первую очередь, вопросы безопасности и совместимости при использовании топливных смесей с содержанием серы 0,50% по массе, а также  сохраняющаяся неопределенность в отношении цены и наличия совместимых видов топлива в каждом порту мира.

Используя соответствующие рекомендации ИМО,  ICS подготовила практическое руководство для судоходных компаний и экипажей судов по соблюдению требований в связи с глобальным ограничением серы в топливе в 2020 году, которое предназначено для оказания помощи судовладельцам по  применению нового международного законодательства.

Данное руководство доступно по следующей ссылке.

Мы предвидим, что какие-то проблемы, несомненно, будут возникать в процессе эксплуатации флота. Однако мы надеемся, что  они будут решены при накоплении соответствующего опыта.

- Считаете ли вы оправданными с экологической точки зрения такие меры со стороны ИМО? Не являются ли они «перегибанием палки»?

- На самом деле, я считаю снижение содержания серы в бункерном топливе очень правильной и хорошей  мерой, поскольку сера – это настоящий  яд, очень вредное вещество.

В 2018 году ИМО приняла «Первоначальную стратегию по снижению уровня выбросов парниковых газов с судов», которая нацелена на увеличение вклада ИМО в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов с судов, занятых в международных перевозках.

Первоначальная стратегия  предусматривает снижение к 2030 году выбросов CO2 на единицу транспортной работы в международном судоходстве не менее чем на 40% в среднем, снижение выбросов СО2 на 70% к 2050 году по сравнению с 2008 годом, а также сокращение к 2050 году по меньшей мере на 50% по сравнению с 2008 годом выбросов СО 2 с судов.

Для реализации этих целевых показателей ИМО работает  над принятием конкретных мер по сокращению выбросов парниковых газов с судов. Международная палата судоходства действует  в данной области совместно с ИМО.

Поэтому, в общем и целом, я очень позитивно оцениваю эти нововведения со стороны ИМО. Я уверен, что судоходство является жизнеспособной отраслью, поэтому мы обязательно добьемся успехов в достижении поставленных целей.

- Какие виды судового топлива вы считаете наиболее перспективными в средне- и долгосрочной перспективах?

- Я считаю, что на ближайшие 15-20 лет СПГ будет важнейшим и, возможно, самым популярным видом топлива в мировом судоходстве. Сжиженным природным газом, вероятно, будут пользоваться наиболее часто. Но в долгосрочной перспективе бункерный рынок будет развиваться иначе. Мы и сейчас видим появление новых технологий, наблюдаем за разработкой  альтернативных видов топлива. И если мы говорим про период до 2050 года, то мы ожидаем применение больших аккумуляторных батарей, водорода и других видов топлива. Сегодня сложно сказать, какая именно технология выйдет на первый план.

Международная палата судоходства оценивает, что в настоящее время судоходство находится на грани четвертой революции в области пропульсивных установок в связи с внедрением новых технологий в судостроении и освоении новых видов топлива.

- Будут ли технологии успевать за новыми требованиями в судоходстве?

- Да, конечно, вводимые ограничения являются проблемой для поставщиков оборудования, вызовом для них. Но мы видим, что исследования и развитие новых технологий идут очень быстро.  Мы наблюдаем множество новых процессов, таких как, например, цифровизация. Текущая реальность такова, что завтра какая-то технология может просто стать устаревшей. И, конечно же, на быстро меняющемся рынке  побеждает тот, кто умеет быстро адаптироваться.

- В каких странах, по вашему мнению, в средне- и долгосрочной перспективе будет активно развиваться судостроение?

-  Вероятно,  Россия будет стремиться войти в число  лидеров! Действительно, я не шучу по поводу России. То, что я здесь увидел, говорит о том, что Россия может потеснить признанных лидеров на мировом судостроительном рынке за счет высокотехнологичных проектов.

Если мы говорим об объемах строительства судов, то в лидерах еще достаточно долго будут  Китай и Южная Корея. Вместе с тем, в мире будет развиваться и вспомогательная индустрия. Речь идет об определенных судостроительных нишах, которые, возможно, будут выходить на передний план.

- Как вы оцениваете перспективы развития транзитных перевозок по Севморпути?

- Стоит отметить, что транзит по трассам Севморпути постепенно растет. Мы видим, что это уже реальность. При этом в России успешно развивается ледокольный флот. Поэтому мы предвидим увеличение объемов транзита по этому маршруту.  Пока транзитный грузопоток не будет сравним с Суэцким каналом, но в любом случае будет наблюдаться его рост.

- Над какими регуляторными инициативами в настоящее время работает ICS?

- В нашу организацию входит 37 национальных ассоциаций. В нашей беседе мы уже  затронули один из ключевых вопросов нашей работы - это понижение содержания серы в судовом топливе. Также мы работаем с проблемами выбросов СО2, Балластной конвенцией, Конвенцией о труде в морском судоходстве, готовим предложения в связи с предполагаемым пересмотром конвенции ПДНВ. Для нас также важно участвовать в работе по борьбе с пиратством и урегулированию проблемы беженцев. Все это напрямую влияет на обеспечение конкурентоспособного  судоходства и входит в наши интересы.  

Фото Марина Борисенко